Рынок сжиженного природного газа (СПГ) — один из самых быстрорастущих сегментов мировой энергетики. С начала XXI века он расширился более чем в два раза, а к 2020 году его рост может составить около 20%.
Какова сегодня ситуация на рынке СПГ, какую роль играет на нем Россия и какие здесь интересы у АЭМ — читайте в нашем материале.
Несмотря на то что сжижать газ человечество научилось уже давно — еще в позапрошлом веке, а первые коммерческие операции в этой сфере состоялись в середине XX века, рывок вперед рынок СПГ сделал лишь с наступлением 2000-х. Во многом это связано с тем, что мир обратил внимание на большую экологичность газа по сравнению с теми же углем или нефтью, а также высокой диверсификацией. Среди других плюсов — удобство хранения и транспортировки: благодаря этому производители могут быстро реагировать на изменения спроса и направлять свои СПГ-танкеры в нужные точки. И если трубопроводный газ «бежит» ровно настолько, насколько проложены магистральные газопроводы (а протяженность любого из них, как правило, не превышает 4−5 тысяч километров из соображений рентабельности), то танкеры могут ходить куда дальше — среднестатистический маршрут составляет около 16 тысяч километров.
Вытесняя трубы
Экономические и социальные плюсы СПГ страны мира оценили достаточно быстро, рынок, как мы уже сказали, растет постоянно. Даже итоговые цифры за 2018 год уже по большей части становятся неактуальными: 18 стран-экспортеров вводят новые проектные мощности, заключают дополнительные контракты, объемы поставок повышаются с каждым месяцем. Сегодня основными потребителями СПГ являются страны Азии, в особенности Япония и Китай, а также европейские государства. Несмотря на то что часть Старого Света подключена к газовым трубам, в основном идущим из России, страны вроде Испании, удаленные от энергетических артерий, активно используют СПГ. Его доля в мировом экспорте газа составляет около 40%, в то время как 60% поставляются по трубам. Однако, по мнению аналитиков, скоро СПГ будет играть ведущую роль: мировой спрос на сжиженный газ вырастет на 17% к 2020 году — до 384 млн тонн — и вплоть до 2030-го будет расти на 4% каждые 12 месяцев. К 2040 году доля СПГ на газовом рынке будет составлять уже 60%, оставив трубному всего 40.
План России: 15−20% рынка
С возрастающим спросом на СПГ страны-экспортеры пока не справляются. Несмотря на то что за последние годы мощность производства сжиженного газа выросла в три раза, ее все равно не хватает. Сегодня спрос составляет 319 млн тонн (данные 2018 года), в то время как предложение колеблется на уровне около 291 млн тонн. По прогнозам специалистов, в ближайшие семь лет предложение должно вырасти в 1,5 раза — до 438 млн в год. Россия рассчитывает занять весомое место на этом рынке.
Уже сейчас наша страна чувствует себя относительно уверенно. Два СПГ-проекта позволяют занять около 5% рынка. Это «Сахалин-2» мощностью 11,5 млн тонн в год, который был запущен в 2009 году, а также «Ямал СПГ», третья линия которого начала работу в декабре прошлого года, позволив заводу выйти на проектную мощность в 16,5 млн тонн. Однако, согласно плану Минэнерго РФ, к 2025 году Россия рассчитывает занять 15−20% мирового рынка. Правда, пока не вполне ясно, насколько этот план выполним.
Сегодня в мире на различных этапах строительства находятся 16 СПГ-проектов общей мощностью 93 млн тонн в год. Среди них есть и российские проекты. Но занять свою нишу на рынке Россия сможет при определенных факторах. Во-первых, мировой спрос на СПГ действительно должен соответствовать прогнозам, во-вторых, все отечественные заводы должны быть задействованы на полную мощность — это и «Арктик СПГ — 2», и «Балтийский СПГ», и третья очередь проекта «Сахалин-2», и Дальневосточный СПГ, и некоторые другие предприятия. Если это не удастся, то доля России на рынке составит всего 6%.
Развивай и продавай
Препятствий для успешного развития СПГ в России немало. Бешеная конкуренция на рынке, где первую скрипку играют Катар и Австралия, — лишь одна из проблем. Другая — это недостаток отечественных технологий и оборудования. Сам по себе СПГ-завод — огромный комплекс сложнейших технологических сооружений, которые поэтапно сжижают газ, охлаждая его до -163 °С. Сначала сырьевой газ поступает на приемные сооружения завода, после чего проходит очистку, обезвоживание, охлаждение. При сжижении газ уменьшается в объеме в 600 раз. Россия может производить только оборудование подготовки газа для средне- и крупнотоннажных заводов СПГ. Основные ключевые элементы, в том числе — криогенный теплообменник, компрессор смешанного хладогента с газотурбинным приводом, системы хранения и отгрузки СПГ, — в процессе освоения. Все это пока закупается за границей.
С одной стороны, ничего страшного, можно приобрести импортное оборудование и спокойно работать. Но на самом деле в условиях конкуренции один из ключевых факторов, который поможет устоять на рынке и наращивать объемы, — это сокращение себестоимости. Пока самым дешевым считается катарский газ, и, чтобы успешно с ним конкурировать, необходимо развивать собственные технологии. В условиях «слабого» рубля это может дать нужный эффект. И вот здесь уникальный шанс получает и Атомэнергомаш. Либо мы сейчас зайдем на этот рынок, либо, не исключено, не зайдем никогда.
Технологии от АЭМ
Понимая это, АЭМ сегодня активно работает в этом направлении. 29 марта 2017 года было подписано соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве с компанией «Ямал СПГ», одним из ключевых участников российского рынка по производству СПГ и, соответственно, заказчиком оборудования. Среди того, что АЭМ планирует поставлять заводу на Ямале и другим участникам российского рынка СПГ, и крупнотоннажное оборудование (емкости, реакторы), и насосное оборудование, и нефтехимические аппараты вроде теплообменников и сепараторов. Как и для российских газовых компаний, компаниям — производителям оборудования важно «зайти» на рынок именно сейчас: в данный момент идет формирование пула участников рынка, которые будут обеспечивать отечественные заводы технологиями.
Сегодня в большинстве своем российские предприятия освоили оборудование для малотоннажного (100 тысяч тонн в год) и среднетоннажного производства — около 1 млн тонн в год. Такой, например, будет четвертая линия «Ямал СПГ», в строительстве которой участвует АЭМ: сейчас в финальной стадии производства находятся первые российские СПГ-насосы и витые теплообменники для этого проекта.
Впервые СПГ-насосы российского производства, сделанные в ОКБМ «Африкантов», будут применены на действующем объекте СПГ. Специально для испытаний насосов на предприятии Госкорпорации «Росатом» «НИИЭФА им Д. В. Ефремова» был создан криогенный стенд на жидком азоте. Такие же насосы мы будем применять на наших СПГ-ледоколах.
Однако, учитывая стратегию развития, для СПГ-заводов важны крупнотоннажные отечественные технологии, а объем освоенной российскими производителями продукции составляет всего около 15% от необходимого для строительства СПГ-заводов. При этом планируемый объем рынка технологий для отрасли до 2035 года составит около 200 млрд рублей, а импортозависимость должна быть снижена до 20%. Для развития импортозамещения в этой сфере есть несколько препятствий: отсутствуют инжиниринговые компетенции для крупнотоннажного СПГ, кроме того, нет полигона для испытаний криогенного оборудования. Тем не менее в ближайшее время должны произойти позитивные сдвиги в этом направлении.
В планах Атомэнергомаша — локализация широкой линейки оборудования для проектов крупнотоннажного СПГ. Уже подготовлена дорожная карта по реализации поручений Президента и Правительства РФ, в которую входит перечень ключевого оборудования, постройка полигона и строительство судов-газовозов. В течение 2018−2022 годов должны пройти испытания СПГ-насосов, криогенной арматуры, турбодетандерных агрегатов, стендеров, трубопроводов, судового криогенного оборудования, систем хранения. Большинство из этих технологий Атомэнергомаш должен будет представить своим партнерам уже в ближайшем будущем.
Комментарии
Владимир Смирнов, директор бизнес-направления «Газнефтехимия», «Атомэнергомаш»:
Ключевая проблема состоит в том, что в России отсутствуют собственные технологии и производство критически важного оборудования крупнотоннажных заводов СПГ. Иностранные лицензиары приходят со своими технологиями и, по сути, являются локомотивом для поставки оборудования зарубежных производителей. Однако и у нас есть преимущества по сравнению с зарубежными производителями: работа на домашнем рынке, выстроенные отношения с ключевыми заказчиками и государственная поддержка НИОКР и постановки продукции на производство. Благодаря этим трем факторам мы рассчитываем успешно пройти этап по разработке и поставке пилотных образцов и конкурировать в поставках серийной продукции не только на российском, но и на зарубежном рынке.
Планы по выходу на рынок криогенного оборудования есть и у наших партнеров и потенциальных конкурентов. Однако на первом российском «миллионнике» (4-ая линия «Ямал СПГ») криогенную часть заказчик доверил наиболее опытным отечественным предприятиям — Атомэнергомашу (ОКБМ Африкантов и ЗиО-Подольск) и Криогенмаш. Другим предприятиям придется нас догонять.
ОКБМ Африкантов реализовало проект первого в России криогенного стенда для испытаний СПГ-насосов средней производительности на жидком азоте на базе предприятия Росатома — АО «НИИЭФА». Ввод в эксплуатацию состоялся в феврале 2019 года. По части критически важных, непроизводимых в России комплектующих, необходимых для производства оборудования, мы выстроили кооперационные цепочки с зарубежными производителями. Реализуем проекты по локализации оборудования зарубежных производителей. Прорабатываем с заказчиками заключение долгосрочных договоров на поставку серийной продукции при условии успешных опытно-промышленных испытаний пилотных образцов.
Андрей Никипелов, генеральный директор АО «Атомэнергомаш»:
На данный момент направление по СПГ — это в первую очередь стратегическое направление развития, зона для развития наших компетенций и получения долгосрочных конкурентных преимуществ. Сегмент СПГ — это наиболее крупный перспективный рынок сбыта для продукции наших предприятий. Сегодня фактически 100% рынка ключевого оборудования и технологий для производства СПГ заняты иностранными компаниями. Те российские компании, которые смогут первыми выйти и закрепиться на этом рынке, получат преимущество первопроходца. Освоение серийного производства линейки СПГ-оборудования и решений позволит получить доступ к рынку объемом 50−100 млрд рублей в год.
Евгений Якушев, заместитель директора института металлургии и машиностроения ЦНИИТМАШ:
Реализация проектов СПГ имеет уровень государственной важности. В связи с этим особую актуальность приобретают разработка и освоение российских технологий и материалов для СПГ-проектов, в том числе нержавеющих коррозионно-стойких аустенитных сталей. В ЦНИИТМАШ уже разработана экономнолегированная хладостойкая сталь. Проведены лабораторные плавки, изготовлены опытные образцы, по результатам испытаний можно сделать вывод, что эта сталь имеет достаточный потенциал для применения в качестве материала для изготовления элементов статического оборудования в проектах СПГ.