Вопрос может показаться наивным, но только на первый взгляд. Можно, не задумываясь, ответить, что толщина покрытия выбирается в соответствии со стандартом, и в этом ответе не будет ошибки. Но можно дать и другой ответ: существует обширный опыт применения защитных систем, которые имеют отклонение от требований стандартов по формальному признаку, но при этом прекрасно зарекомендовали себя в эксплуатации.
Оба подхода имеют право на существование. В данной статье мы рассмотрим каждый из них и попытаемся выяснить, какой из этих подходов является более эффективным.
Автор: Кирилл Аристов — Технический директор/Директор по маркетингу.
Подбор с помощью ГОСТ 34667 .9
В настоящее время подбор защитных систем для гидротехнических сооружений обычно производится согласно
Можно проследить, как менялись требования к проектированию морских и аналогичных сооружений, начиная с ISO 20340 (для простоты возьмем редакцию 2003 года). Ответ прост: за последние 20 лет требования к защитным системам не изменились — системы остались прежними, как остались прежними и требования к квалификационным тестам этих систем. Изменилась только классификация сред: если раньше проектирование выполнялось для категорий Im2 и C5-M, то по новым нормам для проектирования используются Im4 и СХ. А это большая разница: экстремально агрессивная СХ существенно отличается от бывшей С5-М.
Любопытна и логика ISO 20340: в стандарте перечислялись системы, которые успешно «используются на морских сооружениях». Такой подход технически обоснован и актуален до сих пор: любой стандарт, имеющий дело с подбором защитных систем, указывает, что лабораторные испытания не могут полностью воспроизвести реальные условия эксплуатации, в связи с чем надежной считается система, которая не только соответствует требованиям стандарта, но и для которой есть положительный результат эксплуатационного мониторинга. Иными словами, результат эксплуатации не менее важен, чем выполнение требований стандарта.
В действительности, требования к антикоррозионной защите морских и аналогичных сооружений, введенные в ISO 20340 и далее перекочевавшие в ISO 12944−9 и
Интересно, что в последней редакции ISO 12944 (2017г.) можно наблюдать некоторое снижение толщин систем ЛКП в сравнении с предыдущей версией. Снижение толщин стало возможно благодаря появлению более современных и качественных лакокрасочных материалов, а также благодаря наблюдениям за покрытиями в эксплуатации, которые показали надежность примененных систем. Еще одна причина — это изменение экологической ситуации в мире. Экологические требования ужесточаются, вместе с ними повышается технологичность производственных предприятий, которые сокращают количество выбросов в атмосферу. Эти процессы ведут к улучшению качества воздуха, а, следовательно, и к уменьшению коррозионного воздействия на металлические конструкции. Снижение толщин коснулось систем, работающих в открытой атмосфере, но, как сказано выше, толщины систем для морских сооружений согласно ISO 12944−9 остаются без изменений на протяжении многих лет.
Отдельно следует упомянуть, что согласно указанным выше стандартам защитные системы выбираются для категории коррозионной активности СХ, которая предусматривает экстремально высокое коррозионное воздействие и применяется для условий экстремальной влажности и экстремально агрессивной атмосферы, а также в тропическом и субтропическом климате. Таких условий не существует на территории Европы и тем более северной Европы, для которой изначально разрабатывался ISO 20340 (не секрет, что появление этого стандарта было связано с развитием нефтяной промышленности Норвегии, в частности, строительством объектов на морском шельфе Северного и прилежащих морей). Такой коррозионной активности нет и на территории РФ, и особенно ее нет в замерзающих северных и арктических широтах, где ведется большая часть гидротехнического строительства. Выбор СХ — это условность, которая отражает факт повышенной комплексной нагрузки на покрытие, но не соответствует характеристикам морской атмосферы северных широт.
Сказанное выше позволяет говорить о некоторой условности требований к системам, изложенным в
Применение альтернативных систем
Строго говоря, применение альтернативных систем не является отступлением от требований
В мировой практике помимо ISO 20340/ISO 12944−9 широко применялись спецификации различных международных компаний, специализирующихся на работе с морскими сооружениями. В 2000-х годах, с появлением толстослойных покрытий, этот опыт дал промышленности однослойную эпоксидную систему толщиной 500 мкм, которая получила повсеместное распространение и во многих случаях вытеснила из употребления другие системы. Преимущества системы 1×500 мкм были очевидны: один слой взамен двух или даже трех слоев давал решающее преимущество перед системами-конкурентами, а многолетние эксплуатационные наблюдения показали надежность данной системы.
Однослойная эпоксидная система 1×500 мкм получила применение и в России, подтвердив технологичность в нанесении и надежность в эксплуатации. Активно применялась система Marathon 550 1×500 мкм, а впоследствии и система Литапрайм Гидро 1×500 мкм.
Технологичность и надежность системы складываются из следующих факторов:
- прохождение тестов, перечисленных в Части 9
ГОСТ 34667 ; - высокая толщина нестекающего слоя;
- высокая ударостойкость;
- высокая стойкость к истиранию.
Вывод
Вернемся к вопросу, заданному в заголовке данной статьи — как выбрать толщину защитного покрытия для гидротехнического сооружения? Или можно предложить еще более смелую формулировку: нужно ли ориентироваться на системы, указанные в
Как показывает практика, вовсе необязательно. Одна из систем, предлагаемых
Сторонники двухслойных систем с общей толщиной 600 мкм часто сообщают о стекании краски при большой толщине, и это, по их мнению, является аргументом против однослойной системы. Такое беспокойство оправданно, потому что действительно не каждый представленный на рынке материал может обеспечивать толщину сухого слоя 500 мкм. Тем не менее, такие материалы есть, и один из них — Литапрайм Гидро, имеющий подтвержденную высокую толщину нестекающего слоя и опыт нанесения в один слой с толщиной сухой пленки 500 мкм на таких проектах как «Строительство морского терминала в морском порту Певек» и «Нефтяной терминал «Порт бухта Север».