Месторождение Кашаган расположено в казахстанском секторе Каспийского моря и занимает площадь на поверхности примерно 75 х 45 километров. Коллектор залегает на глубине порядка 4 200 метров ниже дна моря на Северной части Каспийского моря.
Освоение месторождения Кашаган в суровых морских условиях Северного Каспия представляет собой уникальное сочетание технологических сложностей и трудностей в системе снабжения. Эти сложности сопряжены с обеспечением безопасности производства, решением инженерно-технических, логистических и экологических задач, что делает данный проект одним из самых крупных и самых сложных отраслевых проектов в мире.
Стратегия развития
Из-за мелководья и холодной зимы на Северном Каспии использование традиционных технологий бурения и добычи, таких как железобетонные конструкции или самоподъемные платформы, устанавливаемые на дне моря, не представляется возможным.
Для обеспечения защиты от суровых зимних условий и подвижек льда морские сооружения устанавливаются на искусственных островах. Предусматриваются два типа островов: небольшие «буровые» острова без персонала и большие «острова с технологическими комплексами» (ЭТК) с обслуживающим персоналом.
Углеводороды будут перекачиваться по трубопроводам с буровых островов на ЭТК. На островах ЭТК будут находиться технологические установки для извлечения жидкой фазы (нефти и воды) из сырого газа, установки для закачки газа и энергетические системы.
На Этапе I примерно половина всего объема добытого газа будет закачиваться обратно в пласт. Извлеченные флюиды и сырой газ будут подаваться по трубопроводу на берег на УКПНиГ «Болашак» в Атырауской области, где планируется осуществлять подготовку нефти до товарного качества. Некоторые объемы газа будут отправляться обратно на морской комплекс для использования при производстве электроэнергии, в то же время часть газа будет удовлетворять аналогичные нужды наземного комплекса.
Технические сложности
Коллектор Кашаган залегает на глубине порядка 4 200 метров ниже дна моря и имеет высокое давление (исходное пластовое давление 770 бар). Коллектор характеризуется повышенным содержанием высокосернистого газа.
Низкий уровень минерализации, вызванный притоком пресной воды из Волги, в сочетании с мелководьем и температурой зимой до – 30С, приводит к тому, что Северный Каспий покрыт льдом примерно пять месяцев в году. Подвижки льда и образование борозд от движения льда на дне моря представляют собой серьезные ограничения для строительных работ.
Северный Каспий является очень чувствительной экологической зоной и средой обитания для разнообразной флоры и фауны, включая некоторые редкие виды. НКОК считает ответственное отношение к окружающей среде своей первоочередной задачей. Мы неуклонно и напряженно работаем над тем, чтобы максимально предупредить и минимизировать любые воздействия на окружающую среду, которые могут возникнуть от проводимых нами операций.
Район Северного Каспия – это участок, куда поставки важного для проекта оборудования сопряжены с определенными трудностями. Логистические сложности усугубляются ограничениями в доступе по водным транспортным маршрутам, таким как Волго-Донской канал и водно-транспортная система «Балтийское море - Волга», которые из-за мощного ледяного покрова открыты для навигации примерно лишь шесть месяцев в году.
Экспортная стратегия
Существующий план по экспорту продукции, добываемой после ввода месторождения в эксплуатацию, предусматривает использование существующих систем трубопроводов и железнодорожных путей .
Западный маршрут трубопровода КТК (трубопровод из Атырау до Новороссийска вдоль побережья Черного моря), северный маршрут от Атырау до Самары (подключение к российской системе Транснефть) и восточный маршрут (Атырау до Алашанькоу) обеспечивают подключение к существующим системам экспортной транспортировки.
Возможный юго-восточный маршрут зависит от разработки Казахстанской каспийской системы транспортировки (ККСТ), по которой можно было бы перекачивать нефть с Западного Ескене, где расположен завод «Болашак», до нового терминала Курык. Затем нефть можно перевозить танкером на новый терминал недалеко от Баку, где она закачивалась бы в трубопроводную систему Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) или другие трубопроводы для выхода на международные рынки.
В настоящее время изучаются все возможные экспортные маршруты.
Добыча нефти и конденсата в Казахстане в текущем году может сократиться до 84,5 млн т или на 6% по сравнению с ранее запланированными 90 млн т,поскольку страна взяла на себя новые обязательства в рамках соглашения ОПЕК+.
Такой прогноз сделал на этой неделе министр энергетики Нурлан Ногаев на заседании правительства Казахстана.
За март 2020 года на Морском терминале(МТ) КТК отгружено 6 450 676 тонн(51 118 685 баррелей) брутто. Это на 495 682 тонн больше,чем в декабре 2018 года,когда КТК установил предыдущий рекорд месячной отгрузки.
В марте 2020 года на МТ обработан 61 танкер,что на 15 нефтеналивных судов больше,чем в предыдущем месяце.
В рамках рабочей поездки в Атыраускую область Премьер-Министр РК Аскар Мамин провел совещание по вопросу строительства завода по переработке попутного газа на месторождении Кашаган.
О вопросах финансирования,мерах государственной поддержки,балансе газа и ожидаемом эффекте от реализации указанного проекта доложили министры национальной экономики Р. Даленов,энергетики — Н. Ногаев и аким Атырауской области М. Досмухамбетов,руководители государственных органов и национальных компаний.
Каспийский трубопроводный консорциум(КТК) планирует вложить в программу модернизации мощностей нефтепровода 700 млн долларов до 2024 года.
Это позволит увеличить его пропускную способность до 80 млн тонн,сообщил в четверг журналистам генеральный директор консорциума Николай Горбань,который находится с рабочей поездкой в Астрахани.
17 июля 2019 года в рамках рабочей поездки Премьер-Министр Казахстана Аскар Мамин вместе с акимом Атырауской области Нурланом Ногаевым,председателем Правления АО ФНБ«Самрук-Казына» Ахметжаном Есимовым и председателем Правления АО «НК «КазМунайГаз» Аликом Айдарбаевым ознакомился с ходом строительства Интегрированного газохимического комплекса(фаза I — производство полипропилена) в Атырауской области.
Делегация подробно осмотрела строительные площадки комплекса,расположенные на территории специальной экономической зоны«Национальный индустриальный нефтехимический технопарк».
Добыча нефти в Казахстане в ближайшие годы может быть увеличила до 104−105 млн тонн в год. Об этом заявил в рамках форума будущих лидеров Мирового нефтяного совета глава Минэнерго Казахстана Канат Бозумбаев.
«В ближайшие годы уровень добычи будет выше 100 млн тонн,104−105 млн тонн в год и с ней нужно будет что-то делать», — сказал он. По его словам,для того,чтобы реализовать эти объемы,необходимо развивать нефтегазохимию.
19 мая 2019 года,после успешного завершения первого планово-предупредительного технического обслуживания производственных объектов,добыча нефти на месторождении Кашаган была возобновлена на 10 дней раньше запланированного срока. В тот же день уровень суточной добычи достиг 70 тысяч баррелей.
Работы по наращиванию добычи до полной загрузки производственных мощностей будут продолжены,и уже в начале июня Кашаган должен выйти на уровень добычи в 370−400 тысяч баррелей в сутки благодаря проведенному объему работ в период планово-предупредительного ремонта(ППР).
Запуск второй фазы крупнейшего в мире шельфового нефтегазового месторождения Кашаган может быть одобрен уже во втором полугодии 2019 года.
Об этом глава Минэнерго Казахстана Канат Бозумбаев сообщил в интервью на полях отраслевой конференции CERAWeek,организованной компанией IHS в Хьюстоне.
Энергетический сектор в Казахстане не только главный двигатель экономики страны,но и отрасль,влияющая в целом на внутреннюю и внешнюю политику государства. Если отбросить все произошедшие в ушедшем году скандалы вокруг Минэнерго и посмотреть исключительно на экономические показатели энергетики,то мы видим вполне динамичную статистику.
Добыча нефти продолжает расти,но при этом,мы соблюдаем баланс и договоренности ОПЕК. Казахстан добыл 90,3 млн тонн нефти,экспортировал порядка 19 млрд кубометров газа и запустил проект строительства магистрального газопровода«Сарыарка».
В 2018 году на Морском терминале КТК отгружено 61 084 031 тонн нефти брутто,что на 5 976 056 тонн превысило результаты 2017 года и установило новый рекорд годовой отгрузки нефтепорта КТК.
Наиболее ударными темпами в истекшем году отгрузка осуществлялась в декабре: за этот период в танки нефтеналивных судов было перевалено 5 954 994 тонн(47 142 565 баррелей). В декабре 2018 года в рейс от выносных причальных устройств ушло 55 танкеров,что позволило зафиксировать годовой показатель на отметке 558 судов.