Компания

ПАО «Транснефть» официально ввело в промышленную эксплуатацию магистральные нефтепроводы Заполярье — Пурпе и Куюмба — Тайшет.

В торжественной церемонии запуска, в режиме телемоста, принял участие Президент России Владимир Владимирович Путин.

Целями реализованных проектов являются: включение в систему магистральных нефтепроводов Российской Федерации новых месторождений в Ямало-Ненецком автономном округе и Красноярском крае с ресурсным потенциалом в 2 млрд тонн нефти; обеспечение транспортировки нефти на российские НПЗ; расширение возможностей для экспортных поставок; диверсификация маршрутов поставки российской нефти в направлении стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Нефтепроводы Заполярье — Пурпе и Куюмба — Тайшет — уникальные проекты, в ходе реализации которых применялись новейшие методы и технологии в строительстве. При проектировании трубопроводов, учитывая сложные условия транспортировки нефти и инженерно-геологические особенности местности, были определены два способа прокладки: подземный и надземный — с использованием специальных опор с термостабилизаторами. Ранее ПАО «Транснефть» не применяла надземный метод строительства нефтяных магистралей в подобных условиях.

Строительство нефтепроводов велось в крайне сложной природно-климатической обстановке. Более 50% территории, по которой проходят нефтепроводы, являются многолетнемерзлыми грунтами, 70% из них заболочены и обводнены. Строительство осложнялось значительными перепадами температур и отсутствием дорог, а также промышленной и иной инфраструктуры.

В процессе строительства магистральных нефтепроводов были соблюдены все требования промышленной и экологической безопасности. Трассы трубопроводов проходят вне зон особо охраняемых природных территорий и мест традиционного природопользования малочисленных народов Севера.

ПАО «Транснефть» в рамках реализации проектов Заполярье — Пурпе и Куюмба — Тайшет проводит масштабную работу по развитию социальной инфраструктуры на территории Крайнего Севера. Вместе с транспортными магистралями создано порядка 2,5 тыс. рабочих мест, построено восемь жилых домов общей площадью 19,45 тыс. кв м, три детских сада, две школы, два спортивных комплекса. Возведено 7 новых мостовых переходов, около 772 км вдольтрассовых проездов, 771,8 км сетей внешнего электроснабжения и другие современные инженерные сети, включая канализационно-очистные сооружения и отопительные котельные.

Начиная с 2017 года, в региональные бюджеты от обоих проектов будет поступать 4,5 млрд рублей налоговых отчислений ежегодно.


Трубопроводная система Заполярье — Пурпе

Общая информация

  • 488 км — протяженность магистрального нефтепровода Заполярье — Пурпе;
  • до 45 млн тонн нефти в год — возможная пропускная способность;
  • 2 млрд тонн нефти — ресурсный потенциал месторождений, подключаемых к нефтепроводу.

Прием нефти будет осуществляться с новых месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края, Мессояхской (ПАО «Роснефть», ПАО «Газпром нефть») и Уренгойской (ПАО «Газпром») групп и месторождений Большехетской впадины (ПАО «Лукойл»).

Строительство трубопроводной системы Заполярье — Пурпе — Самотлор (1000 км) началось в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 635-р от 22 апреля 2010 года. Южная часть магистрали Пурпе — Самотлор (429 км) была построена за полтора года и запущена в эксплуатацию в октябре 2011 года.

Участок Заполярье — Пурпе построен за последующие 4 года. На строительстве было задействовано около 8 тысяч рабочих и 2,5 тысячи единиц тяжелой техники.

Условия

Заболоченные и обводненные участки магистрали составляют 70% территории, нефтепровод пересекает более 160 водотоков, в том числе такие крупные реки, как Таз и Пур.

Генеральное направление трассы — с севера на юг. Начальная точка трассы — головная нефтеперекачивающая станция «Заполярье» (170 км за Полярным кругом) — расположена в районе Пякяхинского месторождения. Конечная точка — действующая линейная производственно-диспетчерская станция (ЛПДС) «Пур-Пе» Ноябрьского управления магистральных нефтепроводов.

Инновации

Нефтепровод Заполярье — Пурпе — уникальный проект, включающий в себя новейшие методы строительства и инновационные российские технологии:

  • 170 км трубопровода проложены за Полярным кругом;
  • 315 км трубопровода проложены над землей на специальных опорах;
  • нефтепровод оснащен современной системой обнаружения утечек;
  • для нагрева нефти на всем протяжении трассы возведены пункты подогрева нефти (из-за высокой вязкости нефти для транспортировки ее необходимо подогревать до 60 С0);
  • увеличен срок эксплуатации труб без замены и реконструкции до 50 лет (в среднем — 30).

В ходе работы над проектом ПАО «Транснефть» защитило 22 патента на изобретения и 15 патентов на полезные модели.

Экология

Среди основных приоритетов проекта — сохранение арктической природы в первозданном виде. Уникальные конструкции опор, применение системы термостабилизации вечномерзлых грунтов, новые теплоизоляционные материалы, позволяющие без негативных последствий для природы транспортировать горячую нефть на сотни километров через тундру — это лишь небольшая часть передовых научных разработок, позволяющих обеспечить безопасную и надежную работу нефтяной магистрали в условиях Арктики.

Социальная ответственность

ПАО «Транснефть» в рамках реализации проекта «Трубопроводная система Заполярье — Пурпе» проводит масштабную работу по развитию сети социальной инфраструктуры территорий Крайнего Севера. Вместе с новой транспортной магистралью местные жители получат новые рабочие места, жилые дома, детский сад, спортивный комплекс, новые дороги, современные инженерные сети.

В районе пос. Тазовский ведется строительство полигона твердых бытовых отходов. Уже сдан в эксплуатацию мост через реку Надым в Надымском районе. Строительство еще одного мостового перехода планируется начать в Пуровском районе через реку Пур.

Идя навстречу пожеланиям представителям коренных народов Севера, ПАО «Транснефть» приняло решение о строительстве завода по воспроизводству молоди ценных пород рыбы в Тазовском районе. Это позволит оказать существенную поддержку развитию традиционных ненецких промыслов.

В рамках ежегодной благотворительной программы АО «Транснефть — Сибирь» оказывает финансовую поддержку общественным и религиозным организациям Ямала.

В результате ввода объектов нефтепровода в эксплуатацию в регионе будет создано более 1500 рабочих мест.

Начиная с 2017 года, в бюджет будет поступать 3 млрд рублей налоговых отчислений ежегодно.


Трубопроводная система Куюмба — Тайшет

Цель проекта

Обеспечение приема в систему магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть» нефти новых месторождений Красноярского края — Куюмбинского и Юрубчено-Тохомского, для дальнейшей поставки на НПЗ Российской Федерации (Комсомольский и Хабаровский НПЗ) и на экспорт.

Основание

Проект реализован на основании распоряжения Правительства Российской Федерации № 532-р от 17.04.2012 о проектировании и строительстве магистрального нефтепровода от Куюмбинского и Юрубчено-Тохомского месторождений по маршруту пос. Куюмба (Эвенкийский район Красноярского края) — головная нефтеперекачивающая станция «Тайшет трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» (Тайшетский район Иркутской области).

Общая информация

Мощность магистрального нефтепровода — до 15 млн тонн в год, в том числе:

  • первый этап — 8,6 млн тонн в год — 2016 год;
  • второй этап — 15 млн тонн — 2023 год.

Протяженность магистрального нефтепровода Куюмба — Тайшет составляет 697 км. Трасса проходит по территориям Эвенкийского, Богучанского и Нижнеингашского районов Красноярского края и Тайшетского района Иркутской области (505 км — Красноярский край, 192 км — Иркутская область).

Нефтеперекачивающие станции — 2 шт., ГНПС № 1 «Куюмба» и НПС № 2 «Юрубчен», объем резервуарного парка 160 тыс. куб. м.

Внешнее электроснабжение — собственная ВЛ-110 кВ протяженностью 326 км, 3 распределительных подстанции 110/10 кВ суммарной мощностью 25,6 МВт.

Сроки строительства: первый стык нефтепровода сварен 17 декабря 2013 года, ввод объектов в эксплуатацию — декабрь 2016 года.

Особенности строительства

Строительство осуществлялось в сложных природно-климатических условиях, промышленная и иная инфраструктура слабо развита либо совсем отсутствует, строительство осложнялось значительным перепадами температур, отсутствием дорог, наличием заболоченных участков и многолетнемерзлых грунтов.

Трасса МН Куюмба — Тайшет пересекает 90 водных преград и 3 крупных реки, в т. ч. реку Ангара (ширина реки в месте перехода — более 1,5 км).

Для эксплуатации нефтепровода построен вдольтрассовый проезд протяженностью 332 км, а также 5 мостовых переходов.

Социальная ответственность

ПАО «Транснефть» за два года направило 232 млн рублей на решение социальных проблем населения Богучанского, Эвенкийского и Нижнеингашского районов, в том числе представителей коренных малочисленных народов севера:

  • построены дома в пос. Эконда, Ессей, Чиринда, Юкта;
  • приобретено жилье для детей-сирот пос. Тура;
  • приобретено жилье специалистам из числа коренных малочисленных народов Севера пос. Ванавара;
  • построен лагерь-этностойбище п. Тура;
  • проведено со-финансирование строительства начальной школы-детского сада в пос. Куюмба, физкультурно-оздоровительного центра в пос. Тура (Эвенкийский район), спортивного зала в пос. Новохайском и детского сада в пос. Ангарском (Богучанский район).

Для эксплуатации магистрального нефтепровода Куюмба — Тайшет создано 800 новых рабочих мест.

В пос. Октябрьский и Ангарский построены жилые дома для работников подразделений «Транснефти». Всего жилищный фонд края пополнился на более чем 11,1 тыс. кв. м жилья.

Проект «Куюмба — Тайшет» — это стимул для развития местных предприятий. На строительстве объектов было задействовано более 70 местных подрядных компаний.

Начиная с 2017 года, в региональные бюджеты (Иркутской области и Красноярского края) будет поступать более 1,5 млрд рублей налоговых отчислений ежегодно.


К следующей новости