О заказчике — ПАО «МОСЭНЕРГОСБЫТ» — одна из крупнейших энергосбытовых компаний в Российской Федерации. Она выступает в роли гарантирующего поставщика электроэнергии на территории Москвы и Московской области, обеспечивая поставки электроэнергии для более чем 8,3 млн. бытовых потребителей и 381 тыс. предприятий и организаций.
Также выполняет функции по поставке, покупке и продаже электроэнергии на оптовых и розничных рынках. Кроме этого, предоставляет услуги третьим лицам, включая сбор платежей за реализуемые товары и услуги. Более того, осуществляет диагностику, эксплуатацию, ремонт, замену и поверку средств измерений и учёта электрической энергии, организует коммерческий учёт электроэнергии, разрабатывает и проводит мероприятия по энергосбережению, занимается инвестиционной деятельностью. Помимо этого, оказывает консалтинговые и прочие услуги, связанные с реализацией электрической энергии юридическим и физическим лицам.
Повод для обращения — в 2020 году был принят Федеральный Закон № 522-ФЗ, освобождающий потребителей электроэнергии от ответственности за свои приборы учёта (ПУ). В соответствии с этим законом, с 1 июля 2020 года замену и обслуживание ПУ должны производить гарантирующие поставщики и сетевые компании. Согласно Постановлению Правительства РФ № 890, с 1 января 2022 года гарантирующий поставщик и сетевая организация должны обеспечить потребителям минимальный набор функций интеллектуальных систем учёта по всем ПУ электроэнергии для коммерческого учёта (ИСУЭ).
Задача
После вступления в силу изменений в ФЗ, связанных с ИСУЭ, заказчик обратился к нам за услугой оснащения многоквартирных домов (МКД) общедомовыми приборами учёта электроэнергии (ОДПУ) и их замены по истечению межповерочного интервала (МПИ) с целью последующего построения автоматизированной системы контроля и учёта электроэнергии (АСКУЭ).
Решение
Ранее у заказчика была ситуация, когда часть объектов МКД не была оборудована ОДПУ, либо они не заменялись по истечению межповерочного интервала или значительно позже установленных сроков. Это приводило к трудностям в учёте и контроле расходов потребления электроэнергии, что негативно сказывалось на экономической эффективности объектов.
Нам требовалось провести проектно-изыскательские мероприятия и разработать типовые технические решения (ТТР), которые гарантируют выполнение требований ФЗ-522.
Ограничения по проекту — сложности в реализации проекта были связаны с требованиями ФЗ-522, которые необходимо было строго соблюдать. Среди них были чёткие сроки для обработки заявок и выполнения работ, а также повышенная потребность в персонале по сравнению с другими схожими проектами.
Оказаны услуги
В рамках проекта взаимодействие с заказчиком было следующим:
- Заключение договора об оказании услуг: обсуждение требований, сроков выполнения работ и порядка расчётов;
- Проведение проектно-изыскательских работ, в результате которых были разработаны типовые технические решения;
- Строительно-монтажные работы;
- Пусконаладочные работы;
- Сдача объекта заказчику и обмен документацией.
Результат
На сегодняшний день для ПАО «МОСЭНЕРГОСБЫТ» с 2021 по 2023 год мы произвели замену более 6000 узлов учёта.
Риски для заказчика в случае игнорирования требований ФЗ-522 — наложение административных штрафов на организацию в размере от 50 тыс. рублей до 100 тыс. рублей на каждый ПУ. В результате оказанных услуг мы помогли избежать штрафов от 300 млн. рублей до 600 млн. рублей.