Компания

В 2022 году госхолдинг «РусГидро», оставшийся без импортных газовых турбин, решил поставить на Якутскую ГРЭС-2 российские паровые машины. В декабре компания заключила контракт с холдингом «Ротек», в который входит Уральский турбинный завод (УТЗ). Почему был сделан такой выбор и есть ли будущее у российских газовых турбин, «Ъ» рассказал председатель совета директоров «Ротека» Михаил Лифшиц.

«РусГидро» правильно поступило, решив поставить на части дальневосточных ТЭС паровые турбины, а не газовую?

Эффективность парогазового блока в условиях генерации электроэнергии всегда выше, но в условиях теплофикации это далеко не однозначно. Всегда надо считать. Второй момент — это риски, связанные с эксплуатацией сложной техники. Газовые турбины опаснее и дороже в обслуживании. Дальний Восток — территория размером с Европу. В каких-то городах этого региона возможна пилотная эксплуатация новых российских газовых турбин, а в каких-то это опасно. В какой-то город легко привезти инженеров для обслуживания турбины, а в какие-то населенные пункты ты их ни за какие деньги не привезешь.

Вы верите в то, что российская газовая турбина большой мощности появится?

Конечно.

Надо понимать, что российской газовой турбины до сих пор нет, потому что их не покупали. Генераторам было проще, надежнее и приятнее покупать хорошую проверенную импортную турбину, чем рисковать при покупке новой машины.

Я никого не упрекаю. Новые турбины должны пройти пилотную эксплуатацию. Что-то должно сломаться, придется это починить и доработать конструкцию. Но генкомпаниям в первом ДПМ (программа строительства новых ТЭС, запущенная в 2000-х во время реформы РАО «ЕЭС России») не давали права на риск. Плюс сыграли свою роль финансовые условия: все иностранное, что продавалось в лизинг, было дешевле просто из-за кредитных ставок. Такая же история в авиации.

Читайте полный материал на сайте «Коммерсантъ».

Интервью взяла Полина Смертина


К следующей новости