Уральские ученые научили робота для диагностики ЛЭП наносить покрытие против коррозии

выбрано
energybase

Диагностический комплекс «Канатоход» компании «Лаборатория будущего» на производственной площадке Группы СВЭЛДиагностический комплекс «Канатоход» компании «Лаборатория будущего» на производственной площадке Группы СВЭЛ

Ученые Уральского федерального университета (УрФУ) оснастили созданный ими роботизированный комплекс для диагностики линий электропередачи (ЛЭП) специальным устройством, с помощью которого на грозоотводный трос ЛЭП можно наносить антикороззийное и антигололедное покрытие. Об этом в четверг сообщили в пресс-службе вуза.

«Нанесение антикоррозийной и антигололедной смазки на грозотрос — актуальная задача для всех электросетевых компаний, поскольку, к примеру, образующаяся корка льда способна своим весом вызывать обрывы проводов. Решением проблемы занялись участники стартапа УрФУ „Лаборатория будущего“, которые разработали специальное устройство и встроили его в роботизированный комплекс „Канатоход“. Устройство способно работать со всем диапазоном грозозащитных тросов, применяемых на ЛЭП», — говорится в сообщении.

По словам разработчиков, технология заключается в том, что дрон взлетает, садится на канат, движется по нему с помощью роликов и наносит слой покрытия равномерно со всех сторон линии.

«Грозотрос представляет собой стальной канат чаще всего с диаметром 9−11 мм, срок службы такого каната по нормативным документам — 25 лет. При установке провод покрывают специальным смазочным покрытием, которое защищает его от коррозии и загрязнений, однако держится такое покрытие лишь около пяти лет», — приводит пресс-служба слова руководителя проекта, директора малого инновационного предприятия УрФУ «Лаборатория будущего» Александра Лемеха, который добавил, что возможности разработанной технологии уже подтверждены во время испытаний.

«Канатоход» позволяет дистанционно мониторить и определять места возможных повреждений на ЛЭП, а в будущем сможет их ремонтировать. Он сканирует трассу, строит карту, выявляет дефекты, записывает и передает данные. В перспективе один комплекс сможет обслуживать более тысячи километров ЛЭП. Это позволит быстро устранять аварии на электросетях и снизит риск для самих электриков.

Проект не имеет мировых аналогов, в том числе по ожидаемой производительности и эффективности. Проект получил ранее поддержку фонда «Сколково» — грант первой стадии в размере 20 млн рублей, а также 2 млн рублей от Фонда содействия инновациям на доработку. Разработка комплекса осуществляется при поддержке губернатора и правительства Свердловской области. На данный момент «Канатоход» проходит опытную эксплуатацию в ОАО «МРСК Урала» ПАО «Россети».

Ранее Лемех сообщил, что весной 2018 года по итогам выставки в Дубае был запущен пилотный проект по внедрению комплекса «Канатоход» в Dubai Electricity and Water Authority — госкомпанию, обеспечивающую электро- и водоснабжение в Дубае.