Поставки белорусских нефтепродуктов в направлении балтийских портов России для целей дальнейшего экспорта в апреле могут составить 280 тыс. т, что на 100 тыс. т больше объема, минимально гарантированного межправительственным соглашением двух стран. Об этом в понедельник сообщил министр транспорта России Виталий Савельев на заседании правительства.

Уточненный апрельский план отгрузок нефтепродуктов с белорусских НПЗ в российские порты предусматривает отправку около 106 тыс. т газойля, 92,5 тыс. т мазута и 71 тыс. т бензина, сообщил Савельев.

Российский министр также отметил, что в апреле планируется поставка в российские порты 27 тыс. т бензина, произведенного на белорусских НПЗ из азербайджанской нефти. Мозырский НПЗ периодически получает партии азербайджанского сырья с поставкой через порт Пивденный (Украина).

Россия и Белоруссия подписали мехжправительственное соглашение о транзите нефтепродуктов в феврале, а поставки начались в марте. Соглашение заключено на 2021−2023 гг. с возможностью автоматического продления.

Минимально гарантированный объем поставок нефтепродуктов на 2021 г. составляет 1,86 млн т, в соглашении приводится помесячный график таких отгрузок с разбивкой по видам нефтепродуктов и маршрутам транзита. Экспортеры белорусских нефтепродуктов в рамках данного соглашения пользуются услугами российских грузовых портовых терминалов на условиях «бери или плати» (take-or-pay), то есть при несоблюдении минимального уровня поставок они тем не менее должны оплатить услуги перевалки за весь минимальный объем.

В марте минимально гарантированный объем поставок был предусмотрен в объеме 176 тыс. т, но фактические отгрузки нефтепродуктов оказались на 25% больше и превысили 220 тыс. т, сообщил в понедельник российский премьер-министр Михаил Мишустин.

«По итогам месяца [марта] для перевалки через терминал морского порта Усть-Луга было доставлено почти 111 тыс. т бензина при планируемой соглашением норме 86 тыс. т. В Петербургский нефтяной терминал было направлено для перевалки 96,6 тыс. т мазута вместо изначально планируемых 90 тыс. т. Кроме того, на терминал в Усть-Лугу успешно доставлено 14,6 тыс. т газойля. При этом поставок данного вида груза в марте не планировалось», — уточнил Савельев.

По оценкам Минтранса России, доходы российской железнодорожной отрасли от транспортировки белорусских нефтепродуктов в марте составили 142 млн рублей, а доходы терминалов в морских портах — 206 млн руб.

Текущий план отгрузок из Белоруссии на май июнь предусматривает отправку около 360 тыс. т нефтепродуктов, среди которых 281 тыс. т газойля и 79 тыс. т мазута, сообщил Савельев.

При этом в межправительственном соглашении помимо минимально гарантированного годового объема указывается и более высокий показатель, обозначенный как индикативный. Этот показатель на 2021 г. составляет 3,52 млн т нефтепродуктов, на 2022 г. — 3,19 млн т в 2022 г., а на 2023 г. — 3,13 млн т в 2023 г. Таким образом, индикативный объем поставок белорусских нефтепродуктов в российские порты определен в размере 9,84 млн т до конца 2023 г.

Межправительственное соглашение гарантирует белорусским компаниям уровень транспортных затрат, сопоставимый с расходами при экспорте нефтепродуктов через порты стран Балтии, отмечали в правительстве Белоруссии после подписания соглашения. Переговоры о перенаправлении белорусских нефтепродуктов из портов стран Балтии в порты России активизировались летом прошлого года на фоне обострения отношений Белоруссии со странами Европы.

Минтранс России обсуждает с белорусской стороной возможность перенаправления в российские порты и других видов грузов.

«Мы получили от коллег предложение и условия, которые сейчас детально прорабатываем», — заявил в понедельник Савельев.

Мишустин на заседании правительства подчеркнул «хороший темп» поставок белорусских нефтепродуктов и охарактеризовал маршрут, используемый для доставки этих грузов в балтийские порты России как «новый международный транспортный коридор».

Анастасия Красинская


Актуальные вопросы рынка нефтепродуктов будут рассмотрены на конференции «Argus Рынок нефтепродуктов 2021» 20−21 мая в Санкт-Петербурге.


К следующей новости