Размер убытков "Транснефти" от повреждения причала может составить 5 млрд рублей

По предварительным данным, из-за повреждения одного из причалов российской нефтетранспортной монополии — «Транснефти» — греческим танкером Delta Pioneer («Дельта Пионер») в ходе его швартовки российская компания понесла убытки в размере пяти млрд рублей, сообщают «Известия».

Как ранее сообщал ТАСС, ссылаясь на материалы суда, «Транснефть» оценила ущерб от разрушения причала танкером в порту Приморска в 3,379 млрд рублей. ООО «Транснефть-Порт Приморск» обратилось с заявлением в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с просьбой принять предварительные обеспечительные меры в виде наложения ареста на танкер Delta Pioneer (флаг Греции, порт приписки — Пирей), принадлежащий компании Pontoros Special Maritime Enterprise. Суд согласился наложить арест на танкер, предписав «Транснефть-Порт Приморск» в срок до 14 декабря подать исковое заявление в суд.

По словам источника «Известий» в порту, вина греческого танкера косвенна, так как в данном случае причина ЧП в том, что буксировочный трос не был должным образом закреплен на борту буксира. Источник также сообщил, что причиной аварии мог стать и отказ некоторых нефтяных компаний от использования услуг единого буксирного флота Приморска, оператором которого является «Транснефть».

Согласно публикации, в Ространснадзоре установили три основных нарушения во время причаливания греческого судна: скорость причаливания была превышена в несколько раз, танкер должны были вести не три, а минимум четыре буксира. К тому же, танкер швартовался к причалу правым бортом вместо левого.

Как следует из материалов «Транснефти», компания страхует свои риски в страховой группе «Согаз». Однако, как объяснил «Известиям» руководитель практики разрешения споров юридической фирмы Lidings Сергей Кислов, в данном случае «Согаз» останется непричастен к инциденту, так как авария произошла не по причине действий собственников порта. Выплаты должна будет обеспечить либо компания — страховщик буксира, либо компания — страховщик греческого судна.

Согласно публикации, «Транснефть» обратилась с требованием к компании Delta Tankers, являющейся оператором танкера «Дельта Пионер», о предоставлении гарантии возмещения ущерба, а также провела переговоры с представителями ее страховщиков. Однако, как следует из материалов суда, до настоящего времени собственник судна таких гарантий не предоставил.

Адвокат коллегии адвокатов «Клишин и партнеры» Дмитрий Палубин отмечает, что, для того чтобы понять, кто заплатит «Транснефти» за разрушенный причал, необходимо установить виновника аварии.

В то же время Сергей Кислов из Lidings объясняет, что, согласно Кодексу торгового мореплавания РФ, априори в таком случае виноват буксир, если не было заключено дополнительных договоров.

По словам первого вице-президента «Транснефти» Максима Гришанина, убытки от аварии уточняются и в начале 2017 года будет готова проектная документация с детальными подсчетами.

По словам источника, знакомого с ситуацией, «ЛенморНИИпроект» является основным претендентом на ремонт причала. Его специалисты и представители других проектировщиков сейчас исследуют повреждения. По их подсчетам, стоимость ремонта оценивается примерно в пять млрд рублей, что составляет половину от стоимости нового причала.