Возможности поставщиков нефти из Каспийского региона осуществлять транзит через российские порты могут быть значительно ограничены санкциями, полагают участники рынка. Кроме того, выросли ставки фрахта, а расходы на перевозку нефти из Новороссийска с конца февраля предусматривают еще и дополнительную страховую премию за военный риск, по данным участников рынка.
Суммарный транзит сырья через Россию из стран Каспийского региона в прошлом году составил 67,1 млн т. Из этого объема 64,3 млн т пришлось на долю экспортеров казахстанской нефти, 1,8 млн т поступило из Туркмении и около 1 млн т — из Азербайджана.
«Быстро развернуть такой объем на другие направления не получится из-за существующих ограничений в пропускной способности альтернативных маршрутов», — отметил отраслевой источник.
Даже при условии стабильной работы всех маршрутов и своевременного вывоза крупных партий казахстанской нефти по железной дороге и морским транспортом суммарная пропускная мощность всех альтернативных направлений — через порт Актау, в Узбекистан и в Китай — вряд ли превысит 27—30 млн т/год, по оценке экспедиторов. При этом использовать остальной объем сырья на внутреннем рынке будет затруднительно из-за почти полной загруженности местных НПЗ.
Подробнее в новом обзоре Argus по ссылке.