Белорусские НПЗ могут приступить к экспорту нефтепродуктов через северо-западные терминалы России, прекратив поставки в порт Клайпеды (Литва).

По информации Минэнерго, в настоящее время правительства Белоруссии и РФ прорабатывают такой план.

Белорусская нефтяная компания в январе августе отгрузила из Клайпеды как минимум 671,71 тыс. т бензина и мазута, тогда как за аналогичный период 2019 г. 628,5 тыс. т, по данным судовых агентов.

Участники рынка сообщают, что нефтепродукты белорусских производителей могут быть экспортированы через Высоцк и Усть-Лугу (оба Ленинградская обл.) в случае достижения договоренностей. Белорусский бензин уже поступал за рубеж через Усть-Лугу в тестовом режиме. Так, в январе 2018 г. Vitol отгрузил танкерную партию этого продукта объемом около 37 тыс. т с терминала «Портэнерго».

Однако по информации участников рынка, прибыльность поставок белорусского ресурса через российские терминалы тогда была ниже примерно на $10/т по сравнению с отгрузками через порты стран Балтии, несмотря на скидку РЖД в размере 50% к тарифам на перевозки нефтепродуктов из Белоруссии на припортовые станции Октябрьской железной дороги, действующую до конца 2025 г. В связи с этим БНК приняла решение о прекращении экспорта через Усть-Лугу, по данным трейдеров. РЖД о возможности предоставления новых скидок не перевозки белорусских нефтепродуктов через российские порты официально не говорит.

Помимо терминала «Лукойла» в Высоцке и перевалочных комплексов «Усть-Луга Ойл» и «Портэнерго» в Усть-Луге принять дополнительные объемы потенциально может Петербургский нефтяной терминал (ПНТ). В прошлом году все они были существенно загружены, по данным участников рынка и самих терминалов. Объем перевалки светлых и темных нефтепродуктов через «Усть-Лугу Ойл» составил в 2019 г. 28,3 млн т при мощности в 30 млн т/год, через «Портэнерго» около 3 млн т, что сопоставимо с проектной мощностью терминала, через ПНТ около 8 млн т (около 10 млн т/год) и через «РПК-Высоцк „Лукойл-II“» 11,5 млн т (16 млн т/год). Представители терминалов пока не готовы официально обсуждать возможность приема новых грузов и предоставления скидок на перевалку, подчеркивая, что многое зависит от «конкретного продукта, объема и ритмичности поставок».

Эльвира Чукмарова, Сергей Рыжкин


К следующей новости