«ЭКРА» – Наша Россия. Утёс Разина

Утёс Разина

Наша страна самая большая в мире, в ней есть множество уникальных мест и красивейших уголков. Некоторые из них общеизвестны, про другие знают только местные жители. В рабочих хлопотах мы не всегда успеваем оглянуться вокруг, насладиться красотами золотого осеннего леса средней полосы, пейзажами привольно раскинувшейся уральской тайги или полной безмолвия тундры, заснеженными горами Кавказа или величавым течением сибирских рек.

Но если внимательно оглядеться вокруг поверьте, можно увидеть немало интересного. Мы продолжаем цикл публикаций, в котором надеемся не только открыть что-нибудь новое, но и освежить в памяти уже существующее. Мы хотим показать вам Россию. Нашу Россию.

Сегодня мы расскажем о жемчужине Средней Волги утёсе Разина. Этот памятник природы и археологии находится на границе Саратовской и Волгоградской областей, в 5 километрах от села Белогорское.

Поскольку утёс стоит в географически выгодном месте, первые стоянки зафиксированы здесь ещё в эпоху раннего металла, позднее там останавливались золотоордынцы и, конечно же, сам Степан Разин. Первая официальная археологическая экспедиция отправилась исследовать городище, располагавшееся на утёсе, ещё в начале ХХ века. В ходе раскопок было найдено немало предметов, раскрывающих историю этого места.

По данным проведённых исследований выяснилось, что верхний слой (около 20 метров) представляет собой породы туронского периода (90 млн лет назад): песчаники, мергели и мел, содержащие много остатков двустворчатых и головоногих моллюсков, морских ежей, фораминифер и других организмов. Породы нижних слоёв постарше, они датируются уже сотней миллионов лет и представляют собой кварцево-глауконитовые пески сеноманского яруса.

Сам утёс неправильной формы, пополам его разбивает глубокий овраг Дурманный, а с юга подпирает Дурман-гора, что говорит нам о том, что народ наш в мудрости своей никогда не гнался за сложными названиями а-ля Пеньон-де-Велес-де-ла-Гомера. Внутри утёса в своё время была проложена система тоннелей, но после обвалов она перестала существовать.

Утёс не сразу стал разинским, до конца XIX века было несколько мест на Волге, которые народная молва приписывала легендарному атаману. Так, в народе ходили легенды, что ставка Разина вообще располагалась на кургане (местные жители называли его «Рачья гора»), кто-то убедительно доказывал, что именно напротив другого, безымянного откоса Стенька и притопил ту самую персидскую княжну. Но в 1894 году путеводитель «Спутник по реке Волге и её притокам Каме и Оке» опубликовал карту с точным указанием местоположения утёса и Дурман-горы.

Помимо Разина, с этим местом связано множество легенд, мистических событий и рассказов о разнообразных кладах. По словам очевидцев, на утёсе можно (если повезёт) встретить призрака или духа, а также (если повезёт) убежать от него. Так, губернская газета описывала слова некоего бурлака, который со своим товарищем попал в подземелье, где стояли бочки с золотом и серебром и гроб с Мариной Мнишек. Другие по «кладовой грамоте» якобы нашли место с кладом, но сверхъестественные силы заставили их отступить. Третьим являлся призрак Разина, но вреда не причинил, правда, и клад тоже не открыл.

Впрочем, как минимум, одна тайна Дурман-горы была раскрыта учёными. У жителей окрестных сёл бытовало поверье, что тот, кто ищет клад атамана, долго не проживёт. В народе ходили байки о том, что посаженые Разиным в «холодную» пещеру, исполнявшую роль тюрьмы непременно таинственно заболевали. На недомогание жаловались и археологи, проводившие раскопки. На место выехали геологи и геофизики, развернули полевую лабораторию, произвели замеры и с удивлением выяснили, что под Дурман-горой находится мощное электромагнитное излучение, оставшееся от древнего вулкана, некогда располагавшегося в этих краях.

Добраться до утёса можно только на машине или экскурсионным автобусом, поскольку рейсовый транспорт туда просто не ходит. Если вы выезжаете из Саратова на своей машине, то путь по трассе Р-228 до поворота на Белогорское займёт примерно два часа.

Если же вы поедете из Волгограда, то дорога займёт у вас в среднем часа 3, и пролегать она будет недалеко от села Слюсарево, где идёт строительство одного из ветропарков России. В этом году планируется достроить не только ВЭС, но и одноимённую подстанцию 110 кВ. Этот энергоузел будет оснащён как устройствами релейной защиты производства НПП «ЭКРА», так и программно-техническим комплексом EVICON.

Итак, вы доехали до Белогорского, перед ним следует свернуть налево, проехать вдоль села и повернуть направо, а там до утёса рукой подать. Как говорят уже побывавшие там, заблудиться практически невозможно, везде расставлены указатели. На самой вершине стоит железный трон излюбленное место для туристического фотографирования. Кстати, у кирпичной печи бывшего алебастрового завода можно съехать непосредственно на берег Волги.

Кирпичная печь алебастрового завода

Если машины нет, то готовьтесь к некоторому преодолению: на саратовском автовокзале садитесь в любой автобус, идущий до Камышина или Волгограда, и доезжаете на нём до поворота на с. Белогорское. Далее пеший марш-бросок в 13 километров до села. А оттуда, сущие пустяки 5 км до утёса.

И вот вы уже стоите на краю могучего обрыва с головокружительным видом: перед вами привольно раскинулась Волга-матушка, над водой поднимаются 40-метровые скалы, за спиной красиво цветёт степь, и в этот момент захлёстывают совершенно потрясающие эмоции!

Доподлинно нам неизвестно, прятал ли Степан Тимофеевич какие-то сокровища в окрестностях утёса, но мы точно знаем, что самое великое сокровище доступно нам каждый день это наша страна. Наша Россия.