Ставки на танкеры Aframax падают из-за растущего экспорта сырой нефти из США

Нефть и Газ Статья
выбрано
energybase

SEARUNNER ⏤ новый танкер класса класса AFRAMAX судоходной компании Thenamaris. Год постройки ⏤ 2017. Фото ThenamarisSEARUNNER ⏤ новый танкер класса класса AFRAMAX судоходной компании Thenamaris. Год постройки ⏤ 2017. Фото Thenamaris

Экспорт сырой нефти из США в страны Средиземного моря и Западной Европы привел к снижению ставок на танкеры класса Aframax в этих регионах, сообщает Platts со ссылкой на доклад судового брокера EA Gibson Shipbrokers.

Как отметил руководитель аналитического подразделения EA Gibson Shipbrokers Ричард Мэтьюз, изменения в структуре рынка приводят к тому, что танкеры Aframax (дедвейтом от 80 до 120 тыс. тонн) из Карибского региона переходят 23на европейский рынок, что приводит к избытку мощностей в регионе и, как следствие, к снижению ставок и прибыльности операций. Ранее этот рынок считался одним из самых выгодных.

«В это время года владельцы Aframax в Средиземном море без особых усилий могут зарабатывать от 20 до 30 тыс. долларов в день, однако сейчас работают практически в ноль», — отметил Мэтьюз.

Он пояснил, что экспорт сырой нефти из США за период с начала прошлого года увеличился почти на 1 млн баррелей в день (140 тыс тонн), и далеко не весь этот объем перевозится танкерами VLCC (дедвейтом от 200 до 320 тыс. тонн).

«Aframax пострадали сильнее всего, когда Россия в рамках соглашения с ОПЕК сократила экспорт нефти почти на 250 тыс. баррелей в день», — добавил он.

Кроме того, увеличение объема поставок нефти в Китай по нефтепроводу ВСТО - более чем на 200 тыс. баррелей в сутки, подрывает спрос на танкеры. Большая часть нефти, поставляемой по трубопроводу в порт Козьмино, вывозится танкерами Aframax.

Эксперт также сообщил, что снижается спрос на перевозки нефти в США на коротких маршрутах из Латинской Америки, в частности из Венесуэлы.

В последние годы глобальный флот увеличивался примерно на 50 танкеров VLCC ежегодно, что постоянно усугубляло дисбаланс спроса и предложения. По словам Мэтьюза, в текущем году объем поставок нового тоннажа может быть немного меньше из-за переноса сроков по некоторым контрактам, но в конечном итоге все заказанные танкеры будут спущены на воду, а объем новых заказов в этом году уже находится на максимальном за последние два года уровне.

В прошлом году глобальный танкерный флот вырос более чем на 4,5%, а в сегменте VLCC темпы роста составили почти 7%.

Новые VLCC загружаются газойлем в Северной Азии для доставки в Африку или Европу, что резко сокращает спрос на «чистые» танкеры-продуктовозы. По оценкам Мэтьюза, одна подобная загрузка VLCC оставляет без работы семь или восьми продуктовозов класса MR (среднетоннажные танкеры дедвейтом от 25 до 50 тыс. тонн) в Восточной Азии, а также аналогичное число танкеров на западе в обратной загрузке.

Более того, доставка газойля из Южной Кореи в Европу танкерами VLCC подрывает спрос на танкеры MR и на маршрутах в Европу из США.

В последние годы спрос на продуктовозы в значительной степени обеспечивали поставки нефтепродуктов из США в страны Латинской Америки, Мексики и Западной Африки. Однако сейчас эти страны стремительно наращивают собственные перерабатывающие мощности.

Значительная доля спроса приходилась на поставки нефтепродуктов из Персидского залива в Западную Африку. Однако и этот поток могут закрыть в ближайшее время, пишут аналитики.

Снижение прибыли и спроса на танкеры для хранения нефти, с одной стороны, и рост цен на металлолом, с другой, стимулируют более активную утилизацию судов.

Ужесточение регулирования, в том числе в части контроля судовых балластных вод и содержания серы в судовом топливе, также являются факторами, которые будут стимулировать утилизацию более старых судов. По прогнозам Мэтьюза, пик списания придется на 2022 год. Активизация процесса списания судов будет отчасти уравновешивать рынок в условиях агрессивного ввода в строй нового тоннажа.

С ужесточением требований к содержанию вредных выбросов в судовых выхлопах с 2020 года эксперт прогнозирует резкий рост спроса на газойль. По его оценкам, спрос на топливо марки VLSFO с очень низким содержанием серы и MGO может увеличиться на 1 млн баррелей в день с параллельным снижением спроса на высокосернистый мазут HSFO.