Несмотря на положительные результаты, ситуация на рынке автомобильного топлива в России остается сложной

Нефть и газ Статья

Принятых мер по стабилизации ситуации на внутреннем рынке моторного топлива достаточно для сдерживания цен на бензин, но несмотря на их стабилизацию, ситуация пока остается тяжелой, заявил заместитель главы Минэнерго РФ Павел Сорокин.

«Мер принимаемых должно быть достаточно, чтобы удержать рост цен в перспективе в пределах инфляции, чтобы это было не голословно и чтобы мы не оставляли ситуацию на самотек», — сказал он на заседании комитета Совета Федерации.
«Стабилизация — это еще не значит, что пациент вылечился и пациент здоров», — добавил Сорокин.

По данным Росстата, цены на бензин в России в мае 2018 года выросли на 5,6% по сравнению с апрелем, а в годовом выражении — на 11,3%. С начала года, по данным Росстата, средние цены на бензин в РФ увеличились на 8,2%, а на дизельное топливо — на 8,5%. Для их сдерживания правительство вынуждено было пойти на экстренные меры.

Власти снизили с 1 июня акцизы на бензин на 3 тыс. рублей с тонны и на дизельное топливо на 2 тыс. рублей с тонны и отказались от планового повышения акцизов на 700 рублей с 1 июля 2018 года. Правительство также договорилось с нефтекомпаниями о «заморозке» цен на топливо и росте поставок на внутренний рынок, пригрозив в случае подорожания бензина повысить экспортную пошлину на нефтепродукты.

В начале июня Московская топливная ассоциация сообщила, что бензин в Москве стал, наконец, дешеветь впервые с конца марта, а Минэнерго и ФАС заявили о стабилизации.

Все еще сложно

Несмотря на положительные результаты, ситуация на рынке автомобильного топлива в России остается сложной и требует постоянного мониторинга, признал замглавы Минэнерго Сорокин во вторник.

«Мы видим улучшение существенное положения, но оно по-прежнему тяжелое, потому что маржа АЗС независимых по-прежнему низкая, поэтому нам еще предстоит работать и мониторить ситуацию», — объяснил он.

На независимые АЗС приходится до 60% от общего количества автозаправочных станций в стране. «Достаточную маржинальность функционирования сектора» удается обеспечить за счет насыщения внутреннего рынка автомобильным топливом, заявил он.

«Мы видим, что оптовые цены снижаются, за ними начали идти мелкооптовые цены, маржа распределяется по всему сектору и объем предложений достаточный. Соответственно это стабилизирует ситуацию», — сказал Сорокин.

Гибкий подход

Заместитель главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин заявил во вторник, в свою очередь, что весеннего роста цен на топливо можно было бы избежать, если бы власти и законодатели прислушались к предложению ФАС о введении «гибкого акциза».

«Если бы заблаговременно это решение было принято, возможно, ситуация была бы другой», — сказал он.

«Гибкий акциз» подразумевает возможность снижения акциза в случае роста цен на моторное топливо на внутреннем рынке и его повышение — в случае снижения цен на бензин и дизельное топливо.