"Газпром нефть" предложила и дальше снижать акцизы для сдерживания цен на топливо

Нефть и Газ Статья
выбрано
energybase

Глава «Газпром нефти» Александр Дюков назвал единственным эффективным способом стабилизировать тяжелую ситуацию на топливном рынке дополнительное снижение акцизов на бензин и дизельное топливо — на 2,5 тыс. рублей и 4 тыс. рублей за тонну соответственно. По его словам, у бюджета есть на это средства за счет дополнительных доходов от роста цены на нефть.

«Решением может стать дальнейшее снижение акцизов, — рассказал Дюков журналистам на пресс-конференции в рамках годового собрания акционеров „Газпром нефти“. — У бюджета такая возможность есть за счет допдоходов от роста цены нефти и девальвации цены нефти».

Нефтяники уже обращались к правительству с этой инициативой, но власти пока не готовы к таким мерам, отметил он. «Газпром нефть» также выступает за переход в будущем к гибким акцизам на бензин и дизельное топливо, привязанным к цене нефти.

Кто виноват?

С начала года в России отмечался рост цен на бензин и дизельное топливо. По последним данным Росстата, за неделю с 28 мая по 4 июня средние потребительские цены на бензин в России выросли на 1,4%, на дизель — на 1,2%. С начала года бензин подорожал на 8%, дизтопливо — на 8,5%.

Для сдерживания роста топливных цен на внутреннем рынке правительство с 1 июня решило снизить акцизы на бензин на 3 тыс. рублей с тонны и на дизельное топливо на 2 тыс. рублей с тонны. Также было решено отказаться от планового повышения акцизов на 700 рублей с 1 июля 2018 года.

В сложившейся ситуации власти винят нефтяников, которые, по их мнению, из-за высоких цен на нефть нарастили экспорт в ущерб поставкам на внутренний рынок. Правительство уже договорилось с компаниями о замораживании оптовых и розничных цен на топливо и об увеличении поставок на внутренний рынок.

В качестве дополнительной меры правительство пригрозило повысить экспортные пошлины на бензин, дизтопливо и керосин до 90% от пошлины на нефть в том случае, если компании нарушат свои обещания.

Однако, считает Дюков, нефтяники не виноваты — внутренний рынок в этот период был профицитным и не испытывал недостатка в топливе. В частности, «Газпром нефть» с января по май текущего года не только не сокращала поставки нефтепродуктов, а, наоборот, увеличила их на 17%. Зампредседателя правления компании Анатолий Чернер заверил, что в дальнейшем темпы роста будут сохраняться.

Ранее Дюков объяснил рост цен на топливном рынке курсовой политикой Центрального банка. По его словам, подорожавшая нефть должна была привести к изменению курса рубля, чего не произошло, и таким образом большую роль сыграл девальвационный эффект. Среди других причин: рост цен на нефть и увеличение акцизов.

Критика

Предложение правительства о повышении экспортной пошлины на нефтепродукты и намерение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) «залить» рынок дополнительными объемами топлива Дюков оценил негативно. Он признал, что такие меры окажут временный эффект на рынок, но в дальнейшем это приведет к еще большим проблемам на рынке.

«Нет ничего более постоянного, чем временное, — заметил глава „Газпром нефти“. — Нельзя реагировать ситуативными мерами».

Перекладывание налоговой нагрузки (повышение экспортной пошлины) с розницы на нефтепереработку не решит проблему и может привести к закрытию независимых НПЗ.

«Мы можем работать в убыток, они не могут. У нас есть регионы, в которых нет ВИНК (вертикально интегрированных компаний)», — подчеркнул Дюков.

При этом независимые сети АЗС убыточны уже сейчас и начнут закрываться, если власти в течение одной-двух недель не примут решение о компенсации их убытков.

«Снижение акцизов снизило напряженность, но розничные сети работают с убытками до 4 тыс. рублей на тонну. Долго независимые себе в убыток работать не могут. Есть неделя-две чтобы принять решение», — сказал Дюков.

В ходе ежегодной «Прямой линии» президент России Владимир Путин пообещал поддержать законопроект о повышении экспортной пошлины на нефтепродукты, но выразил надежду, что такая мера не понадобится. Вместе с тем глава государства раскритиковал действия правительства на внутреннем рынке топлива, которые и привели к росту цен на бензин и дизель. Текущую ситуацию с ценами Путин назвал недопустимой, а ее причины увидел в неточном регулировании этой сферы.