О решениях по итогам совещания о развитии нефтяной отрасли и стимулировании добычи нефти

Нефть и Газ Статья
выбрано
energybase

Совещание о развитии нефтяной отрасли и стимулировании добычи нефти. Фото Пресс-служба ПравительстваСовещание о развитии нефтяной отрасли и стимулировании добычи нефти. Фото Пресс-служба Правительства

Дмитрий Медведев провел совещание 18 сентября 2018 года. По его итогам приняты, в частности, следующие решения и даны поручения (резолюция от 18 сентября 2018 года № ДМ-П9−51пр):

О мерах по освоению нефтяных месторождений и увеличению объемов добычи нефти

Минэнерго России, Минприроды России, Минэкономразвития России, Минфину России и Минпромторгу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями до 1 ноября 2018 г. представить в Правительство Российской Федерации согласованный план мероприятий («дорожную карту»), содержащий в том числе следующие мероприятия:

  • инвентаризация запасов углеводородного сырья для месторождений с запасами свыше 5 млн. тонн нефтяного сырья на предмет экономической эффективности разработки указанных месторождений в текущих налоговых условиях;
  • оценка сложившейся дифференциации налоговых условий геологического изучения, разведки и добычи нефтяного сырья для различных пользователей недр;
  • проработка вопросов и (или) внесение проектов нормативных правовых актов, предусматривающих:
    • введение повышающего коэффициента к амортизации для вводимых основных средств для разработки месторождений Западной Сибири;
    • стимулирование геологоразведочных работ, рассмотрев в том числе стимулирование за счет повышенного вычета из налога на прибыль организаций или налога на добычу полезных ископаемых для геологоразведочных работ, проводимых на суше;
    • расширение сферы применения действующих мер налогового стимулирования разработки месторождений с высокой степенью обводненности;
    • расширение сферы применения нового налогового режима в нефтяной отрасли, основанного на налоге на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;
    • стимулирование добычи нефти на месторождениях, расположенных в новых регионах нефтедобычи, с учетом проработки нормативного увеличения срока применения льгот по налогу на добычу полезных ископаемых на нефть для указанных месторождений с момента начала промышленной добычи;
    • стимулирование разработки нетрадиционных источников углеводородного сырья, в том числе нефтяных оторочек газовых месторождений;
    • стимулирование разработки малых месторождений и уточнение критериев отнесения месторождений к малым;
    • стимулирование внедрения третичных методов увеличения нефтеотдачи пластов с учетом анализа эффективности их применения в рамках действующей системы налогообложения;
    • ускорение внедрения технологических полигонов;
    • заключение с пользователями недр — обладателями преференций в целях стимулирования вовлечения в разработку нерентабельных запасов углеводородного сырья долгосрочных инвестиционных соглашений, предусматривающих:
    • инвестиционные обязательства по геологическому изучению, разведке и добыче нефтяного сырья на соответствующих месторождениях и (или) созданию (развитию) на территории Российской Федерации производства промышленной продукции и технологий, используемых при осуществлении указанных видов деятельности, и (или) размещению долгосрочных заказов на производство соответствующей промышленной продукции на территории Российской Федерации;
    • финансовую ответственность за невыполнение обязательств, предусмотренных соглашениями;
    • мероприятия по организации на территории Российской Федерации производства химических реагентов, поверхностно-активных веществ и полимеров, необходимых для применения третичных методов увеличения нефтеотдачи.

О текущей ситуации на рынке моторного топлива и завершении «налогового маневра» в нефтяной отрасли

Минэнерго России и ФАС России до 10 октября 2018 г. принять исчерпывающие меры:

  • совместно с ПАО «НК «Роснефть», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Газпром», ПАО «Сургутнефтегаз», ПАО «Газпром нефть» и ПАО «Татнефть» им. В.Д.Шашина по ежемесячной реализации в 2018 — 2019 годах на внутреннем рынке, в том числе на биржевых торгах, автомобильного бензина и дизельного топлива в объемах не менее объемов реализации указанной продукции в соответствующий период 2017 года;
  • совместно с ОАО «ТАИФ-НК», АО «Новый поток» и АО «Нефтегазхолдинг» по обеспечению реализации на биржевых торгах автомобильного бензина и дизельного топлива в действующих нормативах продаж моторных топлив на бирже.

ФАС России и Минэнерго России продолжить мониторинг ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов и при выявлении рисков роста цен на нефтепродукты в розничном или оптовом сегменте незамедлительно представить в Правительство Российской Федерации предложения, в том числе с проектами нормативных правовых актов, по мерам оперативного реагирования, включая повышение ставок вывозных таможенных пошлин.

ФАС России, Минфину России, Минэкономразвития России и Минэнерго России совместно с Банком России до 18 октября 2018 г. представить в Правительство Российской Федерации согласованные предложения по совершенствованию биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами, включая:

  • увеличение объемов биржевых операций с расчетами в рублях в отношении нефти, поставляемой на экспорт и внутренний рынок для переработки на нефтеперерабатывающих заводах, обеспечивающих поставки моторных топлив, соответствующих техническому регламенту;
  • развитие инструментов биржевой торговли нефтью за рубли на российских площадках и повышение доверия инвесторов и контрагентов к нефтяным рублевым бенчмаркам;
  • переход на референтные рублевые биржевые цены на нефть в фискальных целях;
  • увеличение нормативов реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива 5 класса на бирже вертикально интегрированными компаниями, а также установление таких нормативов участникам рынка, занимающим недоминирующее положение.

Минфину России, Минэнерго России, ФАС России и Минэкономразвития России до 10 октября 2018 г. внести в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проект федерального закона о корректировке параметров завершения «налогового маневра», предусмотрев:

  • обнуление демпфирующей компоненты обратного акциза в соответствующем налоговом периоде только в случае, если средняя за налоговый период оптовая цена реализации автомобильного бензина АИ-92 класса 5 или дизельного топлива класса 5 отклоняется в сторону увеличения на 10 процентов от их базовых цен, используемых при расчете демпфирующей компоненты обратного акциза;
  • корректировку базовой цены нефтепродуктов, используемой при расчете демпфирующей компоненты обратного акциза, с 56 000 рублей за тонну до 50 400 рублей за тонну для автомобильных бензинов и с 50 000 рублей за тонну до 45 000 рублей за тонну для дизельного топлива, предусмотрев компенсацию 50 процентов дополнительных расходов бюджетной системы Российской Федерации, связанных с изменением параметров базовой цены нефтепродуктов, за счет налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти сырой, привязанного к нефтяной котировке (без изменения ставки указанного налога);
  • корректировку периода учета вложенных в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов средств для целей получения обратного акциза с 2016 года на 2015 год;
  • обязательные требования о поставках нефтепродуктов нефтяными компаниями на внутренний рынок, включая биржу, имея в виду, что порядок установления индивидуальных обязательств нефтяных компаний по указанным поставкам нефтепродуктов определяется Правительством Российской Федерации;
  • обязательства по поставкам нефти на российские нефтеперерабатывающие заводы, производящие моторные топлива, соответствующие техническому регламенту, для всех производителей нефти не ниже 17,5 процента;
  • установление логистического коэффициента, используемого при исчислении обратного акциза, в отношении производственных мощностей, расположенных в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре и Кемеровской области;
  • установление для Дальневосточного федерального округа компенсационных механизмов для недопущения ухудшения нефтепродуктообеспечения региона;
  • применение указанных скорректированных параметров с 1 января 2019 г.

Минфину России, Минэнерго России, Минприроды России и Минэкономразвития России до 10 октября 2018 г. внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающий расширение с 51 млн. до 150 млн. тонн предельного объема запасов 4 группы месторождений в рамках налога на дополнительный доход и изменения в перечне лицензионных участков.

Минтрансу России, Минэнерго России, Минфину России, ФАС России и Минэкономразвития России до 15 октября 2018 г. проработать и представить в Правительство Российской Федерации согласованные предложения по вопросам:

  • заключения соглашения между Минтрансом России, Минэнерго России, ФАС России и нефтяными компаниями по мониторингу цен на битум, используемый в дорожном строительстве;
  • установления обязательств по производству битума нефтеперерабатывающими заводами в целях удовлетворения потребностей дорожного хозяйства;
  • обеспечения централизованной закупки битума для реализации государственных контрактов в дорожном хозяйстве.