НПЗ с суммарной мощностью 15-17 млн тонн могут не получить поддержку в виде обратного акциза

Нефть и Газ Статья
выбрано
energybase

Российские НПЗ с суммарной мощностью 15−17 млн тонн в год могут оказаться вне государственной поддержки в виде обратного акциза на нефть, который будет предоставляться переработчикам в рамках налогового маневра для снижения финансовой нагрузки. Такую оценку в беседе с журналистами озвучил замминистра энергетики Павел Сорокин.

«Те, кто не подпадают под [обратный] акциз, — это 15−17 млн тонн [в год]", — сказал он.

Ранее Минфин оценивал объем выпадающей переработки в 20−30 млн тонн.

По словам Сорокина, не все мини-НПЗ, которые перерабатывают менее 600 тыс. тонн нефти в год (одно из условий предоставления обратного акциза) окажутся убыточными.

«Они просто перестанут получать субсидию, но они останутся прибыльными. Это особенно те, кто находится на выгодной логистике, на легкой нефти. Они лишатся субсидии в виде экспортной пошлины, но они не закроются. Часть закроется, да», — считает он.

Сорокин, а также присутствовавший на брифинге глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов, прокомментировали и принцип установления коэффициентов к обратному акцизу для разных НПЗ. Поправки к налоговому кодексу, принятые вчера во втором чтении, вводят так называемые логистические коэффициенты, применимые к обратным акцизам, которые, в свою очередь, будут предоставляться только тем нефтеперерабатывающим заводам, которые провели модернизацию, то есть повысили глубину переработки или переработали более 600 тыс. тонн в год.

Размер коэффициента варьируется от 1 до 1,5 и делится на шесть региональных групп. Так, самый большой коэффициент (1,5) применяется в отношении НПЗ, расположенных в Хакасии и Красноярском крае. Там расположен Ачинский НПЗ «Роснефти». Коэффициент 1,4 будет действовать для заводов в Туве и Иркутской области (Ангарский НПЗ, также «Роснефть»). В отношении перерабатывающих мощностей в ЯНАО, Коми, НАО, Якутии и Бурятии будет применятся коэффициент 1,3 (Ухтинский НПЗ «Лукойла»). Коэффициент 1,1 применим к мощностям в Тюменской, Новосибирской и Томской областях, Забайкальском крае (Антипинский НПЗ группы «Новый поток»). Значение 1,05 будет справедливо для заводов Омской области, Алтайского края и республики Алтай (Омский НПЗ «Газпром нефти»). Наконец, в отношении мощностей, расположенных в иных регионах, будет применяться коэффициент 1.

«Был выбран Красноярский край как некая точка отсчета, равноудаленная от востока и запада. Мы просто компенсируем часть транспортных расходов до центральной России», — пояснил Сазанов, отметив, что размер коэффициентов объясняется чисто «географией», а не принципом «кому кто нравится».

По его словам, всего в России насчитывается 28 перерабатывающих заводов, выпускающих бензин, которые могут рассчитывать на получение обратного акциза.

«[Эти 28 заводов] соответствуют, конечно. Либо по модернизации, либо потому, что русские своих не бросают», — заключил он.

Минэнерго допускает донастройку налогового маневра через 2−3 года

«Маневр растянут на шесть лет. Это значит, что в первый год негативный эффект на заводы будет минимальным. Поэтому надо 2−3 года подождать как минимум, чтобы увидеть реальный эффект на объемы переработки», — сказал он.

По его словам, сейчас российские нефтяники приняли предложенный вариант налогового маневра и возражений в отрасли нет.

«Это новый элемент, никогда раньше по такой схеме не работали. Поэтому безусловно, когда он запустится, какая-то донастройка возможна. Относительно текущей конфигурации консенсус есть. Если нужно будет донастраивать, будем делать это, но сейчас есть консенсус [с нефтяниками]", — заявил он.

Налоговый маневр

Госдума 18 июля приняла во втором чтении ряд законопроектов о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли, который позволит бюджету получить дополнительные средства.

Провести налоговый маневр планируется в течение шести лет, начиная с 1 января 2019 года. Он подразумевает поэтапное снижение экспортной пошлины на нефть с 30% до нуля от цены нефти, а также сокращение ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты параллельно с повышением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Ранее вице-премьер РФ Дмитрий Козак говорил, что налоговый маневр принесет бюджету дополнительно 1,3−1,6 трлн рублей. По оценке Минфина, бюджет гарантированно получит не менее 1 трлн рублей при цене нефти в $40 за баррель.

Маневр подразумевает введение демпфирующего механизма, сглаживающего нагрузку на отрасль, а именно предоставление обратного акциза на нефть, поступающую на НПЗ. Он будет предоставляться тем компаниям, которые провели модернизацию перерабатывающих производств и намерены взять на себя обязательства за три года модернизировать производство. Кроме того, обратный акциз получат компании, попавшие под санкции США и ЕС.

Документ также предусматривает введение надбавки к отрицательному акцизу, которая будет применяться при превышении цены нефти определенного уровня. Таким образом правительство будет компенсировать нефтепереработчикам выпадающие доходы, и у них не будет стимула повышать оптовую цену на топливо.