LjN8KQwV4
Компания

Рис. 1. Комплекс LWD, разработанный в ООО «ТНГ-Групп». Фото: © tng.tagras.ru

Бесспорно, что применение горизонтальных технологий при разработке нефтяных месторождений сегодня стало, практически, повсеместным [1]. Однако большой процент наклонно-направленных и горизонтальных скважин до недавнего времени проводился, с точки зрения геофизики, практически вслепую.

Причиной этого являлось отсутствие геофизической информации в процессе бурения — применяемые телесистемы содержали только технологическую информацию, данные инклинометрии и, иногда, ГК [4]. Поэтому, каротаж в процессе бурения с получением максимально возможных геофизических параметров — это крайне востребованное направление на рынке геофизических услуг.

Авторы:

  • Горшенина С. В., лаборатория АСОИГИС НТУ ООО «ТНГ-Групп»;
  • Аглиуллин М. Я., лаборатория АСОИГИС НТУ ООО «ТНГ-Групп»;
  • Лукашов М. В., ООО «ТНГ-Геонавигация», ООО «ТНГ-Групп».

ООО «ТНГ-Групп», уделяя большое внимание научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам в области геофизических исследований бурящихся и действующих скважин, одним из важнейших прорывных направлений своей деятельности считает разработку и внедрение системы каротажа в процессе бурения. Цель создания такой системы — получение информации о скважине в режиме реального времени для оперативного управления бурением и повышение эффективности ГИС за счет исследования незатронутого внешними условиями пласта [3].

В ООО «ТНГ-Групп», начиная с 2015 года, идет разработка, изготовление и внедрение в производственном режиме модулей LWD в двух диаметрах — 120 мм и 178 мм. (Рис. 1) В состав комплекса системы каротажа в процессе бурения входят следующие модули: НКПБ (нейтронный каротаж); ЭКПБ (электрический каротаж); ЭМКПБ (электромагниный каротаж), ГКИПБ (автономная запись).

В настоящий момент каротажные модули состыкованы с телесистемой зтс-42ЭМ-М (электромагнитный канал связи). Ведутся опытно-промышленные работы по связке модулей с телесистемой Тензор (гидравлический канал связи) [5].

Для достоверной привязки к глубине данных, получаемых с модулей LWD, используется модуль измерения глубины на основе беспроводной системы сбора данных с технологических датчиков. Модуль позволяет однозначно проводить привязку «время — глубина — данные» и уменьшить дискретность глубины до 20 см.

Модули LWD предназначены для работы как отдельно, так и в связке с другими модулями в различном сочетании. Переданная информация регистрируется на поверхности и в режиме реального времени передается на удаленный веб-сервер. Так же вся первичная информация сохраняется во внутренней флэш-памяти и считывается при подъеме модулей на поверхность.

Достоверность данных, зарегистрированных модулями LWD в процессе бурения, подтверждает сравнение их с данными регистрации обычными комплексами ГИС на кабеле и на трубах (Рис. 2 а, б).

Рис. 2 (а). Сравнение данных, зарегистрированных модулями LWD (разработки ООО «ТНГ-Групп») с результатами каротажа комплексом на кабеле. Фото: © tng.tagras.ru
Рис. 2 (б). Сравнение данных, зарегистрированных модулями LWD (разработки ООО «ТНГ-Групп») с результатами АМК-Г. Фото: © tng.tagras.ru

Интересной и перспективной разработкой ООО «ТНГ-Групп» является наддолотный модуль (НДМ), который используется в наклонно-направленном и горизонтальном бурении. Данный модуль расположен непосредственно около бурового долота, предназначен для измерения технологических и геофизических параметров в процессе бурения и передачи параметров через материнскую телесистему на поверхность.

В настоящий момент разработан НДМ в диаметре 120 мм, работающий в связке с телесистемами: «Тензор», «Таргет» (ООО «Петротул-НБ»). Пробурено более 20 скважин с использованием НДМ разработки ООО «ТНГ-Групп». НДМ измеряет следующие параметры: зенитный угол, ГК, частоту вращения долота, в обновленной версии — затрубное давление и осевую нагрузку. Все параметры записываются во внутреннюю память прибора и в режиме реального времени передаются в телесистему. (Рис. 3 а, б)

Рис. 3 (а). Функции, вид и схематичное представление работы НДМ. Фото: © tng.tagras.ru
Рис. 3 (б). Сравнение данных ГИС, телесистемы Тензор и НДМ (1 и 2 треки) и данные из флеш-памяти НДМ (3 трек). Фото: © tng.tagras.ru

Анализ данных от азимутального ГК_НДМ позволяет оценивать геологическую ситуацию на забое скважины. При бурении ГС/БГС показания ГК_низ и ГК_верх относительно друг друга определяют приближение к подошве или к кровле продуктивного пласта. Это является основанием для принятия решения об изменении траектории ствола и проводке по улучшенной части целевого пласта.

Наряду с работами по развитию собственных модулей каротажа в процессе бурения и их стыковки с имеющимся парком телесистем, в ООО «ТНГ-Групп» приобретено альтернативное оборудование отечественной разработки. Это прибор высокочастотного индукционного каротажа и МРК (LWDххх-2ННК-ГГКЛП) производства ООО НПП «Энергия» (Рис. 4 а). В настоящее время осуществляются коммерческие работы комплекса (индукционный каротаж + МРК (LWD120−2ннк-ггклп) в связке с телесистемой Корвет, также производства ООО «НПО Геомаш». На рисунке 4б представлены планшеты с зарегистрированными данными ГИС и результатами обработки данных LWD.

Рис. 4 (а). Комплекс LWD, разработанный в ООО НПП «Энергия». Фото: © tng.tagras.ru
Рис. 4 (б). Планшеты с зарегистрированными данными ГИС и результатами интерпретации данных LWD. Фото: © tng.tagras.ru
Рис. 4 (в). Сравнение данных LWD (разработка Геомаш) c данными АМК-Г. Фото: © tng.tagras.ru

Данным комплексом структурное подразделение ООО «ТНГ-Групп» «ТНГ-Геонавигация» работает на Камчатском полуострове на объектах «Газпром-Недра», а также пробурено уже несколько скважин для ПАО «Татнефть» и других заказчиков.

В плане применения собственных разработок, на сегодняшний день в ООО «ТНГ-Групп» уже накоплен достаточно большой опыт проведения каротажа в процессе бурения и интерпретации его результатов — проведено более 50 опытно-промышленных работ и пробурено больше 100 коммерческих скважин с модулями каротажа в режиме бурения и проработки скважин.

Для принципиально нового комплекса приборов встала необходимость разработки соответствующего программно-методического обеспечения, позволяющего регистрировать поступающий материал на поверхности, производить первичную обработку данных, решать прямые и обратные задачи ГИС с выходом на петрофизические параметры пород, вскрываемых ГС и/или БГС, и выдачей оперативного заключения в режиме он-лайн и окончательного (по данным флеш-памяти) [2].

Рис. 5. Минигеологическая модель участка бурения ГС. Пласт с ВНК. Фото: © tng.tagras.ru

На сегодняшний день разработанное ПМО каротажа в процессе бурения содержит:

  • программно-методическом комплекс GorizNavig для построения минигеологической модели участка бурения ГС или БГС (в том числе, и с привлечением сейсмики) (Рис. 5) [3];
  • ПМО обработки и привязки к глубине данных LWD из флеш-памяти приборов (рис. 6);
  • ПМО расчета параметров ФЕС пластов по данным, полученным при СКПБ (рис. 7);
  • расчет Кгл в условиях отсутствия опорных пластов;
  • единую технология совместной эксплуатации ПМО комплекса GorizNavig и исходных данных СКПБ и их результатов обработки.
Рис. 6. Планшет с данными ГИС из флеш-памяти модулей LWD. Фото: © tng.tagras.ru
Рис. 7. Интерпретация данных LWD он-лайн с расчетом ФЕС пород. Фото: © tng.tagras.ru

Интерпретация зарегистрированных данных с расчетом ФЕС пластов осуществляется в программных комплексах Гинтел (ООО «ГИФТС», г. Москва) и Прайм (НПЦ «ГеоТек», г. Уфа) (Рис. 8 а). Заключение по пробуренному интервалу выдается как предварительное — в режиме он-лайн (с частотой, определяемой Заказчиком), так и окончательное — по данным из флеш-памяти приборов. (Рис. 8 б).

Рис. 8 (а). Программные пакеты, применяемые для обработки и интерпретации данных LWD. Фото: © tng.tagras.ru
Рис. 8 (б). Планшет с зарегистрированными данными из флеш-памяти приборов LWD и результатами интерпретации в ПК Гинтел (а) и в ПК Прайм (б). Фото: © tng.tagras.ru

В заключение отметим, что разработка модулей LWD и ПМО навигации ГС и БГС находится в ООО «ТНГ-Групп» в постоянном развитии [6]. В настоящее время разрабатывается модуль акустического профилемера, также в планах расширение линейки модулей. Это, несомненно, существенно увеличит объем геофизической информации, получаемой при LWD, что приведет к повышению качества и достоверности проводки ствола скважины и результатов интерпретации данных каротажа в процессе бурения.

Внедрение полного комплекса каротажных модулей совместно с телесистемой позволит получить LWD-систему на уровне зарубежных аналогов, но по стоимости значительно доступнее для заказчика, что немаловажно с современным курсом на импортозамещение. Так же, важным моментом будет сокращение затрат на проведение промежуточного и окончательного каротажей, и оперативная обработка и интерпретация данных, полученных с модулей в режиме реального времени.

Литература

  1. Аглиуллин М.Я., Корженевский А.Г., Юсупов Р.И., Боброва Г. И., Ахметов Н.З., Нафиков А.З. Методика проектирования и контроля строительства горизонтальных скважин с использованием геолого-геофизической информации // НТВ «Каротажник», Тверь, Изд. АИС, 2003 г., Вып.109., стр. 173−188;
  2. Аглиуллин М.Я., Нафиков А.З., Ахметов Н.З., Юсупов Р.И., Аблеев М.Г., Боброва Г. И. О прогнозировании фильтрационно-емкостных свойств пласта в проектируемой горизонтальной скважине // Актуальные задачи выявления и реализации потенциальных возможностей горизонтальных технологий нефтеизвлечения", Казань, Изд. Плутон, 2003 г., стр. 142−146;
  3. Аглиуллин М.Я., Мухамадиев Р.С., Гайван А.Г., Горшенина С.В., Часовская И.Б., Ахметшин Р.У. Программно-методическое обеспечение GORIZNAVIG для навигации горизонтальных скважин и боковых горизонтальных стволов // «Геофорум», г. Бугульма, 2013 г., Вып.4. стр. 37−40;
  4. Гайван А.Г., Горшенина С.В., Купцов В.П. СКПБ: повышение качества ГИС и снижение затрат при заканчивании наклонно-направленных девонских скважин // «Геофорум», г. Бугульма, 2016 г., Вып.4. стр. 30−36;
  5. Дубровский В.С., Мухамадиев Р.С., др. Некоторые результаты испытаний модулей каротажа в процессе бурения на месторождениях ПАО «Татнефть» // «Геофорум», г. Бугульма, 2016 г., Вып.1. стр. 6−10;
  6. Киргизов Д.И., Горшенина С.В., Костылев В.В. Результаты испытаний системы каротажа в процессе бурения (LWD) разработки ООО «ТНГ-Групп» // «Геофорум», г. Бугульма, 2016 г., Вып.4. стр. 30−36.


К следующей новости