Атоммаш отгрузил для первого блока Курской АЭС-2 атомный реактор нового типа

Electric power Company news
selected by
energybase

В Волгодонском филиале АО «АЭМ-технологии» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — Атомэнергомаш) торжественно отгрузили первый корпус атомного реактора ВВЭР-ТОИ (водо-водяной энергетический реактор типовой оптимизированный информатизированный) для первого блока Курской АЭС-2.

ВВЭР-ТОИ — разработка российских конструкторов ОКБ «ГИДРОПРЕСС» на базе технических решений для реакторных установок ВВЭР-1200.

Атомные энергоблоки с реакторами нового типа характеризуются повышенной мощностью, улучшенными технико-экономическими показателями и обладают повышенной устойчивостью к экстремальным внешним воздействиям и природным катаклизмам.

Новый реактор изготовлен из безникелевой стали. Технология предусматривает четыре сварных шва, вместо шести (как у корпуса реактора ВВЭР-1200). При этом уменьшение количества сварных соединений в зоне повышенного радиационного облучения улучшает эксплуатационные характеристики корпуса реактора. Для автоматической сварки под флюсом применялись сварочные материалы, которые ранее не использовались на Атоммаше. Вес изделия — около 340 тонн.

В ходе изготовления реактора ВВЭР-ТОИ специалисты завода провели весь комплекс испытаний изделия, включая гидравлические испытания корпуса со штатной крышкой верхнего блока при давлении 24,5 МПа (250 атмосфер), что выше рабочего давления в 1,4 раза. Завершающим этапом изготовления изделия стала контрольная сборка с внутрикорпусными устройствами. В корпус реактора в проектное положение были установлены шахта, выгородка, блок защитных труб. Специалисты завода совместно с представителями заказчика выполнили необходимые контрольные операции. В результате были проверены все геометрические параметры, соосность элементов и подтверждено качество изготовленного изделия.

«Создание любого нового высокотехнологичного изделия, а тем более реактора нового поколения — всегда задача нетривиальная. С одной стороны, в случае ВВЭР-ТОИ и оборудования для него, базовые конструкционные решения уже достаточно известны и отработаны нами на практике, в производстве».
«С другой стороны — в атомном машиностроении любые изменения для изготовления нового продукта влекут за собой целую череду решений по адаптации технологического процесса. А это достаточно длительные и сложные процессы. От эффективности выполнения этой задачи зависит очень многое. На данный момент мы продвинулись вперед вполне успешно», — отметил генеральный директор АО «АЭМ-технологии» Игорь Котов.

Транспортировка ВВЭР-ТОИ будет осуществляться комбинированным путем. До спецпричала Цимлянского водохранилища изделие доставят автотранспортом, далее — речной путь по Дону и Волге до причала в Воронеже. Затем изделие вновь перегрузят на автотранспорт и доставят до Курчатова. По воде груз преодолеет 1500 км, при транспортировке автопоездом дорожный путь составит 300 км, при этом корпус реактора пересечёт 9 мостов.