Перспективы применения литых пожаростойких шинопроводов IP68 на рынке РФ

Генеральный директор завода «РТК-ЭЛЕКТРО-М» Черенков Игорь ВикторовичГенеральный директор завода «РТК-ЭЛЕКТРО-М» Черенков Игорь Викторович

Сегодня мы поговорим о перспективах применения литых пожаростойких шинопроводов IP68 на Российском электротехническом рынке, и в этом нам поможет генеральный директор завода «РТК-ЭЛЕКТРО-М» Черенков Игорь Викторович.

Расскажите немного о заводе

В конце 2008 г. в г. Павловский Посад (Московская область) было организовано опытно-промышленное производство пофазноизолированных литых токопроводов типа ТПЛ напряжением 6−35 кВ, номинальным током до 7500А. Широкое применение литые токопроводы нашли на таких энергетических объектах, как: электрические подстанции (цепи: трансформатор- распределительные ячейки, трансформатор-токоограничивающий реактор и т. д.), электростанции различного типа ГЭС, ГАЭС, ТЭЦ, ТЭС, АЭС (цепи: генератор-генераторный выключатель-блочный трансформатор, в цепях собственных нужд.

В 2013 г. наступил очередной виток нашего развития — мы освоили технологию изготовления комплектных токопроводов типа ТКЛС напряжением 3−20 кВ, номинальным током до 10 000 А. Кроме того, мы разработали продукт низкого напряжения- литой шинопровод типа ТКЛН номинальным током от 800А до 6500А. Данные шино-токопроводы также нашли широкое применение, включая эксплуатацию в тяжелых условиях.

В 2015 г. мы переехали в новый современный завод, что позволило значительно увеличить объемы производства и модернизировать технологическое оборудование, открыв новые горизонты развития. Таким образом, ООО «РТК-ЭЛЕКТРО-М» сегодня динамично развивающаяся компания, которая постоянно занимается новыми разработками в области безопасной передачи электроэнергии.

Завод «РТК-ЭЛЕКТРО-М»Завод «РТК-ЭЛЕКТРО-М»

И все-таки, Вы говорите больше о литых токопроводах среднего напряжения, где завод «РТК-ЭЛЕКТРО-М», по праву, можно назвать лидером отрасли. Тема же сегодняшней беседы — это литые шинопроводы IP68. Как Вы позиционируете себя в этом направлении?

Да, конечно, исторически мы занимались средним напряжением, однако мы первые, кто произвел в 2013 г. литые шинопроводы IP68 в России, так сказать, задали правильный вектор развития российского производства литых шинопроводов. К слову сказать, производить электротехническую продукцию низкого напряжения гораздо легче, чем продукцию среднего напряжения. Мы эффективно используем наш наращенный технический потенциал по среднему напряжению в новых нишах низкого напряжения. На сегодняшний день мы изготавливаем магистральные и распределительные литые шинопроводы типа ТКЛН номинальным напряжением до 1 кВ, номинальным током от 800А до 6500А. Данные шинопроводы комплектуются расширительными элементами, коробками отбора мощности, шинными компенсаторами, системой крепления и заземления, необходимым оборудованием и материалами для заливки стыков на монтаже, удобными терминальными элементами для подключения к оборудованию, материалами к противопожарным проходам, а также для заделки проходов через стены и перекрытия.

Шинопровод типа ТКЛН производимый «РТК-ЭЛЕКТРО-М»Шинопровод типа ТКЛН производимый «РТК-ЭЛЕКТРО-М»

На сегодняшний день в России существует много производителей шинопроводных систем, но в основном это шинопроводы типа «сэндвич», рынок здесь довольно насыщенный, высокая конкуренция. Возникает вопрос, для чего вообще нужно производить литые шинопроводы IP68?

Здесь бы я хотел предоставить развернутый ответ и выделить пять основных моментов.

Первый момент: за рубежом, особенно в Европе и на Ближнем Востоке (Дубай), существуют отраслевые стандарты, которые обязывают застройщика/генподрядчика при строительстве высокоэтажных зданий (Торговые центры, гостиничные комплексы, ЦОДы и т. д.) использовать только литые шинопроводы со степенью защиты IP68. Это прежде всего связано с высокой пожарной безопасностью (литые шиноповоды не поддерживают горение). Безопасность людей в зданиях здесь стоит на первом месте, так как при горении изоляционных материалов в других типах шинопроводах выделяются вредные газы, способствующие удушью, что в конечном итоге приводит к плачевным последствиям. Кроме того, литые шинопроводы сейсмостойкие, следовательно могут работать при землетрясениях до 9 баллов (MSK-64).

Второй момент: литые шинопроводы абсолютно не обслуживаемые, что создает существенную экономию на эксплуатационных затратах в дальнейшем.

Третий момент: у всех шинопроводов типа «сэндвич» максимальная степень защиты IP54, что при эксплуатации на улице не может обеспечить герметичность соединений. Как-бы, производители шинопроводов «сэндвич» не утверждали, что могут изготавливать со степенью защиты IP68, это, мягко говоря, лукавство. Только литые шинопроводы IP68 могут обеспечивать надежную передачу электроэнергии вне зданий, по улице. Кроме того, компаунд, используемый в наших шинопроводах типа ТКЛН, полностью защищен от ультрафиолета и осадков, что подтверждается зарубежными протоколами испытаний.

Четвертый момент: литые шинопроводы абсолютно устойчивы к агрессивным средам, включая устойчивость к солевым туманам, сернистым газам, что открывает широкие возможности для использования их в нефтехимической отрасли, нефтеперерабатывающей, одним словам в тех тяжелых условиях, где шинопроводы «сэндвич» не могут эксплуатироваться.

Пятый момент: это возможность эксплуатации под землей в сырых условиях, точнее сказать, в условиях возможного затопления. Если территория вокруг здания не позволяет прокладывать литые шинопроводы на эстакадах, возможно установка их под землей в специальных лотках, что значительно высвободит для заказчика свободную площадь, этим самым сэкономив им деньги.

Применение шинопроводов типа ТКЛН на объекте. Рис. 1Применение шинопроводов типа ТКЛН на объекте. Рис. 1

Какие услуги сегодня предлагает заказчикам завод РТК-ЭЛЕКТРО-М?

Мы для себя четко понимаем, что сегодня наши заказчики нуждаются в комплексе услуг, поэтому мы предлагаем следующие услуги:

  • Инжиниринг, включает в себя:
    • Выезд нашего конструктора для проведения необходимых замеров на объекте;
    • Подготовку трассы в 3D для согласования с заказчиком;
    • Подготовка чертежей секций/элементов для производства;
    • Подготовка полного комплекта технической сопроводительной документации.
  • Шеф-монтаж, включает в себя:
    • Обучение монтажников основным принципам и подходам монтажа литого шинопровода ТКЛН;
    • Контроль за соблюдением требований инструкций завода-изготовителя на объекте.
  • Сервис, включает в себя:
    • Выезд сервис-инженера на объект для проведения тепловизионного контроля;
    • Контроль за соблюдением требований инструкции завода-изготовителя по эксплуатации.

Применение шинопроводов типа ТКЛН на объекте. Рис. 2Применение шинопроводов типа ТКЛН на объекте. Рис. 2

Что из себя представляет конструкция шинопровода ТКЛН?

Медные или алюминиевые токоведущие проводники прямоугольного сечения залиты изолирующим материалом с высокими изолирующими характеристиками и обладающим повышенной механической прочностью. Прямые секции могут быть длиной от 1 метра до 6 метров. Соединения между собой по всей длине трассы неразъемные, залитые с применением специальных форм, тем же изолирующим материалом. Соединения шинопровода с выводами трансформаторов и шкафов НКУ выполняются разборными с применением шинных компенсаторов и по, специальным требованиям- защитных кожухов Конфигурация секций должна обеспечивает возможность прокладки шинопровода в любом пространственном положении. Конструкция шинопровода допускает вертикальную прокладку на любой длине. На вертикальных участках длиной более 3 м для крепления шинопровода к строительным конструкциям необходимо использовать пружинные конструкции. Крепление шинопровода к несущим строительным конструкциям (опорам, полу, стенам, потолку) выполняется при помощи специальных стальных или алюминиевых профилей, шпилек различной длины и метизов. Элементы крепления обеспечивают надежную фиксацию шинопровода к опорным металлоконструкциям и свободное (при температурных изменениях) его перемещение. Компенсация линейных изменений при колебаниях температуры осуществляется за счет компенсационных секций с тепловым расширением, устанавливаемых на прямолинейных участках трасс с интервалом не более 30 метров.

Секции шинопроводов типа ТКЛН производимый «РТК-ЭЛЕКТРО-М»Секции шинопроводов типа ТКЛН производимый «РТК-ЭЛЕКТРО-М»

Что Вы можете сказать о качестве продукции?

Качество продукции у нас европейское, и это действительно так. На заводе действует несколько лет система менеджмента качества (инжиниринга и производства) — ISO 9000:2001 c ежегодным аудитом немецкой фирмой «Eurocert». Каждая секция, терминальный, расширительный элементы литого шинопровода ТЛН проходит приемо-сдаточные испытания в собственной электротехнической лаборатории, что сопровождается протоколом испытаний. Кроме того, мы всегда испытываем образцы новых и модернизированных продуктов на нагрев в своей лаборатории, только потом переходим к серийному производству. На заводе слаженно работает система входного и выходного контроля. К примеру, мы проверяем проводимость проводников на соответствие требованиям российских ГОСТов, замеряем переходное сопротивление в местах сварочных швов. Также у нас есть своя химическая лаборатория, которая определяет соответствие технических характеристик материалов для приготовления заливочного компаунда. Весь этот комплекс мероприятий позволяет нам уверенно предлагать нашим заказчикам литой шинопровод со сроком эксплуатации более 40 лет. Недаром литые шинопроводы нашего завода выбирают на самые ответственные объекты российской энергетики, такие компании ведущие компании, как, ПАО «РУСГИДРО», ПАО «Роснефть» и т. д.

Как на заводе обстоят дела с сертификацией?

Могу сказать, что литые шинопроводы ТКЛН, единственные в России, кто имеет весь набор протоколов типовых испытаний на все номиналы, причем это не только на соответствие требованиям российских ГОСТов, но и международным. Протоколы испытаний европейских лабораторий КЕМА, ДЕКРА авторитетно подтверждают высокое качество шинопроводов ТКЛН.

На Ваш взгляд: монтаж шинопроводов — это рутинная работа или ответственная услуга?

К монтажу литых шинопроводов мы относимся также ответственно, как к токопроводам среднего напряжения. С самого начала монтажа шеф-инженеры проводят обучение монтажников на объектах, организовывает обучения на наших тренировочных стендах, находящихся на заводе. Кроме того, шеф-инженеры проходят ежегодную аттестацию на заводе. Наши шеф-инженеры проводят надзор за монтажом в течение всего периода монтажа, а не точечно, как у других производителей, тем самым обеспечивая надежное качество монтажа. Заливка каждого стыка литого шинопровода проводится под контролем шеф-инженера с обязательным замером переходных сопротивлений. Квалификация шеф-инженеров завода позволяет решать технические задачи любой сложности, возникшие в ходе монтажа.

Применение шинопроводов типа ТКЛН на объекте. Рис. 3Применение шинопроводов типа ТКЛН на объекте. Рис. 3

Что Вы ожидаете от своих заказчиков в этом году?

Не посчитайте не скромностью, но мы бы хотели иметь на заводе много заказов, чтобы полностью загрузить производственные мощности, иметь равномерную загрузку по месяцам. Получать от наших уважаемых заказчиков качественную техническую документацию для проведения инжиниринга. Ну и наверное, общее для всех производителей-это получать своевременную оплату поставленной продукции, а самое главное- удовлетворенность наших заказчиков качеством литых шинопроводов типа ТКЛН.