Обратный акциз в награду - НПЗ предлагают модернизироваться за льготы

Государство готово в условиях налогового маневра поддержать падающую маржу НПЗ за счет «обратного акциза» — налогового вычета на отдельные виды нефтепродуктов, которые предполагается давать заводам, исправно инвестирующим в модернизацию. Это не новая идея, ее рассматривают более года, но теперь готов поддержать и Минфин. Однако использовать льготу может оказаться непросто: при низкой цене на нефть компаниям все сложнее находить средства на инвестиции.

Правительство вернулось к обсуждению «обратного» акциза как способа компенсировать нефтекомпаниям потерю маржи на НПЗ в рамках налогового маневра. Как заявил заместитель главы Минэнерго Кирилл Молодцов, рассматривается возврат владельцам НПЗ части акциза на нефть, если она ушла на производство конкретных нефтепродуктов, например керосина или бензина. Он считает, что это поддержит маржу переработки в моменты, когда доходность на внутреннем рынке будет существенно ниже ожиданий компаний, притормозив экспорт продукции.

Эта тема отражена как поручение Дмитрия Медведева в протоколе (есть у «Ъ») по итогам заседания 21 ноября в Ханты-Мансийске с главами крупнейших нефтекомпаний. Минфин и Минэнерго должны до 15 января представить предложения по стимулированию дальнейшей модернизации НПЗ, в том числе через введение возвратного акциза на нефть для заводов, которые достигли «опережающего уровня технологического развития». В эти же сроки ведомства должны отчитаться по срокам действия повышенных ставок НДПИ для нефтяных месторождений. Пока повышающие коэффициенты, с помощью которых предполагалось получить с отрасли в 2017 году лишние 200 млрд руб., включены в бюджет до 2020 года.

Ввести обратный акциз Минэнерго предлагало еще в апреле по инициативе «Роснефти». Тогда Кирилл Молодцов говорил о том, что обратный акциз могут получить компании, поставляющие нефтепродукты на внутренний рынок. Министерство предлагало также давать НПЗ отсрочку от уплаты акцизов на срок модернизации. Минфин еще в 2016 году предлагал отрицательные акцизы на нефть: при ее продаже компании должны выставлять НПЗ акциз, а затем заводы смогут получить налоговый вычет на его сумму с повышающим коэффициентом (на уровне 1 тыс. руб. на тонну). Это помогло бы НПЗ вернуть примерно половину от 600 млрд руб. в год, потерянных на налоговом маневре (резко снизил пошлину на экспорт нефти и светлых нефтепродуктов и повысил НДПИ). Но потом Минфин заявил, что отрицательные акцизы уже не нужны, так как эта мера будет дестимулировать модернизацию. Там поясняли, что и сейчас компании могут получать высокую маржу, повышая глубину переработки, а с введением обратных акцизов поддержку получат и НПЗ, которые модернизировались в более сложных фискальных условиях, и неэффективные заводы, которые не проводили ремонтов.

Как пояснил вчера «Ъ» замминистра финансов Илья Трунин, налоговый маневр подразумевает дальнейший перенос фискальной нагрузки с экспорта нефти на добычу. По его словам, сейчас приоритетом правительства является создание стабильной фискальной системы в отрасли, которая должна быть построена как на налогообложении чистого дохода от добычи нефти, так и на отказе от вывозных пошлин.

«Нам представляется, что в силу особенностей экономики РФ подобная реформа невозможна без элементов поддержки нефтепереработки, — сказал господин Трунин.— Дискуссии о сроках и параметрах налогового маневра еще идут, поэтому сейчас рано говорить об окончательной конструкции режима, но отрицательный акциз на нефть для НПЗ, производящих бензин и дизтопливо для рынка РФ, при отмене вывозной пошлины (может быть, дифференцированный с учетом логистических особенностей НПЗ) — одно из возможных решений».

В нефтекомпаниях на запросы «Ъ» не ответили или отказались от комментариев.

Как отмечает эксперт энергетического центра бизнес-школы Сколково Екатерина Грушевенко, с учетом новой формулировки на обратные акцизы могли бы рассчитывать высококомплексные НПЗ — Омский «Газпром нефти», НОРСИ ЛУКОЙЛа, Уфимская группа «Башнефти». Важно понимать, что конкретных бенефициаров среди компаний не будет, поскольку все они имеют и хорошие по технологическим показателям заводы, и сравнительно отсталые производства, говорит эксперт. По ее словам, выгоду получит тот, кто будет выполнять планы по модернизации, говорит госпожа Грушевенко, но для этого нужны и инвестиции, делать которые сложно в период низких цен на нефть, и необходимость вкладывать средства в разработку все более «трудной» ресурсной базы. Эксперт не исключила, что обратный акциз может снизить цены на те виды нефтепродуктов, к которым будет применяться.

Ольга Мордюшенко, Дмитрий Козлов